RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Конец АТО: как теперь Украина будет воевать на Донбассе

Что поменяет на Донбассе громкий закон о деоккупации?

Что поменяет на Донбассе громкий закон о деоккупации? Фото: EPA/UPG

20 февраля, в день четвертой годовщины российского вторжения в Крым, президент Петр Порошенко своей подписью перевел законопроект 7163 о деоккупации Донбасса в статус действующих законов Украины. Согласно документу, антитеррористическая операция (АТО) официально считается завершенной, и теперь страна переходит к новому формату обороны, который называется "отпор и сдерживание вооруженной агрессии Российской Федерации". Что по факту изменит на фронте рокировка формулировок, разбирался "Апостроф".

Отвечать за отпор и сдерживание вооруженной агрессии РФ на Донбассе теперь будет объединенный оперативный штаб Вооруженных сил Украины. Штаб переберет на себя все полномочия по тактическому руководству ВСУ, МВД, Нацполицией, воинскими формированиями, ГСЧС, военно-гражданскими администрациями в Донецкой и Луганской областях. Стратегическое планирование остается за Генштабом.

"Вообще-то такой штаб уже и был, - говорит "Апострофу" военный эксперт Олег Стариков. – Но теперь он станет юридическим лицом, будет существовать на постоянной основе, и офицеры штаба будут находиться там на постоянной основе, а не приезжать в командировки на 3-4 месяца как было раньше, или даже на пару дней, чтобы потом получить статус участника боевых действий. Теперь этого быть не должно".

Что же изменит на фронте появление в юридическом поле оперативного штаба на Донбассе? Положение об объединенном штабе ВСУ, которое конкретно будет регламентировать его работу, еще предстоит прописать отдельно. Президент Петр Порошенко на заседании военного кабинета в прошлый вторник поручил это сделать Генштабу и Минобороны. Однако, исходя из текста закона 7163, уже сейчас можно выделить принципиальные новшества.

"Военнослужащие получат больше полномочий и юридических прав в зоне военного конфликта, - поясняет "Апострофу" известный волонтер Мирослав Гай. – Например, раньше, чтобы занять тот или иной объект в "серой зоне" или на "нуле", нужно было согласовывать свои действия с военно-гражданскими администрациями и гражданскими лицами. Если этого не делали, могли начаться юридические проблемы".

Фото: flickr.com/photos/ministryofdefenceua

"Несмотря на то, что была АТО, российской агрессии противостояли ВСУ, хотя формально был другой статус, который не предусматривал проведения таких действий более решительно. В результате мы имеем судебные иски к нашим бойцам и офицерам. Теперь их тягают по судам из-за того, что в свое время не ввели режим военного времени", - добавляет в разговоре с "Апострофом" экс-министр обороны Анатолий Гриценко.

Согласно же тексту закона 7163, объединенный штаб, читай военные, будут контролировать работу военно-гражданских администраций, а "вмешательство любых лиц, вне зависимости от должности, в управление мерами по обеспечению национальной безопасности и обороны, отпору и сдерживанию вооруженной агрессии РФ не допускается".

Командующий объединенным штабом – человек президента, ведь, согласно закону, его кандидатуру должен утвердить гарант по предложению Генштаба.

Кстати, в самом Генштабе отмечают, что у них уже есть на примете определенные кандидатуры на эту должность, которые, правда, еще требуют согласования.

"Это будет человек, который имеет боевой опыт и достаточно навыков, знаний и практического опыта для того, чтобы выполнять такие задания", - заявлял начальник Генштаба Виктор Муженко.

Фото: flickr.com/photos/poroshenkopetro

"Теперь все полномочия при проведении боевых операций, а также мероприятия по гражданской жизни переходят в руки командующего объединенным штабом. Командир будет отвечать за все, - добавляет Стариков. – Не будет так, что за что-то отвечает СБУ, за что-то - ГСЧС, Нацполиция… Появится ответственное лицо, с которого можно будет спросить за все, что происходит в зоне конфликта. Наконец-то начальник Генштаба будет заниматься построением Вооруженных сил и текущей деятельностью: реализацией военной доктрины, стратегией нацбезопасности, выполнять дорожную карту стратегического оборонного бюллетеня, а у нас было так, что начальник Генштаба вел еще и боевые действия".

В таком случае, если командующий штабом назначается президентом, то он и получает всю ответственность за действия силовиков: "Теперь уже нельзя будет сказать, что в том, что происходит в зоне конфликта, виноваты Кабмин, депутаты… Ответственность полностью несет президент страны", - уверяет Стариков.

Однако Анатолий Гриценко считает, что по факту будет иначе, и президент будет нести ответственность только тогда, когда ему самому станет удобно.

"Порошенко, который по Конституции должен выполнять функции Верховного главнокомандующего ВСУ, всячески, и этим законом в частности, избегает выполнения этих полномочий, - сетует экс-министр обороны. – Вместо того, чтобы задействовать закон "Об обороне", создать на основе Генштаба ставку Верховного главнокомандующего и своими директивами, ежедневным вниманием организовывать оборону страны, он перекладывает свои полномочия на новосозданный оперативный штаб. Этот штаб возглавит офицер ВСУ в звании генерал-майора или генерал-лейтенанта, и с политической точки зрения Порошенко хочет держать этого офицера как ответственного за все. Если у командира будут успехи, Порошенко будет прилетать на Донбасс, пиариться, вручать ордена. Если будут провалы, президент будет дистанцироваться, пытаясь оставаться белым и пушистым и не нести персональной ответственности".

Фото: flickr.com/photos/poroshenkopetro

Кроме того, широкие полномочия объединенного штаба, например, осмотр личных вещей и транспорта граждан, проникновение в частные дома, на земельные участки, требуют серьезного противовеса. Кстати, после утверждения положения об объединенном штабе круг полномочий военных может быть и расширен.

"Поэтому в штабе должно быть создано на постоянной основе подразделение военной контрразведки, военной прокуратуры, службы правопорядка, чтобы контролировать законность действий военных. Это принципиальный момент", - резюмировал Стариков.

Читайте также: Торговля с ОРДЛО и не только: семь вещей, которые нужно знать о громком законе по Донбассу

Эксперты, опрошенные "Апострофом", уверяют, что на самом деле менять формат АТО и сделать де-юре то, что и так было де-факто, нужно было еще три года назад.

"Ведь не бывает террористов с танками, ПЗРК, тяжелым вооружением, средствами радиоэлектронной разведки и флотом. Это не АТО, это война", - подчеркнул Мирослав Гай.

Читайте также