RU  UA  EN

понедельник, 23 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

В когтях у сказки

Зрители побывают «В темном-темном лесу» Роба Маршалла

Зрители побывают «В темном-темном лесу» Роба Маршалла Кадр из фильма «В темном-темном лесу»

Хитом рождественских и новогодних праздников, безусловно, должен стать новый киномюзикл американца Роба Маршалла «В темном-темном лесу». И детям, и взрослым он не только гарантирует два часа красочного и изобретательного зрелища, но и заставит пересмотреть стереотипные представления о многих хрестоматийных сказках. Например, то, что далеко не всем героям сказочной истории может быть предначертана долгая и счастливая жизнь.

Идея перенести на экран популярный мюзикл Стивена Сондхайма «В темном-темном лесу» («Into the Woods») возникла у режиссера Роба Маршалла еще в 2002 году, после головокружительного успеха его киноверсии другого бродвейского хита ‒ «Чикаго», выдвинутого на «Оскар» в 13 номинациях и получившего в итоге шесть заветных статуэток, в том числе за лучший фильм года. Что-то тогда, однако, не склеилось. Мюзикл, на который, к слову, со времен его написания в 1987 году зарились и другие кинорежиссеры и продюсеры, благополучно продолжал собирать аншлаги на Бродвее, сам же Маршалл с переменным успехом тщился повторить свой триумфальный дебют, испытывая себя в иных жанрах, снимая то приторные «Мемуары гейши» (2005), то чуточку развязную музыкальную мелодраму «Девять» (2009), то богато декорированных «Пиратов Карибского моря: на странных берегах» (2011). И вот, наконец, ситуация созрела ‒ Маршалл вернулся к старой идее.

Следует заметить, что еще десять лет назад она казалась достаточно революционной. Не то чтобы никому раньше, до авторов нынешнего «Темного леса», не приходила в голову мысль соединить в одном сюжете героев разных популярных сказок или посмотреть на них под неожиданным углом зрения, но подобные попытки всегда были уделом одиночек-маргиналов. В коммерческом же кино Золушка непременно обязана была встретить своего влюбленного принца, а Красная Шапочка ‒ вовремя отнести пирожки бабушке. Теперь, после «Зачарованной» или, скажем, «Ганзеля и Гретель», все не так ‒ со сказочными персонажами могут происходить совершенно невероятные, не предусмотренные сочинившими их писателями события, их характеры способны радикально меняться, что, в общем, стоит только приветствовать ‒ в конце концов, подобные сюрпризы, так или иначе, расширяют зрительский опыт, заставляют опровергать привычное и банальное, а иногда даже самостоятельно шевелить мозгами. «В темном-темном лесу» зрителям щедро предоставляется такая возможность.

Это, конечно, хорошо продуманное семейное кино, однако, не без подвохов и ловушек.

Примерно две трети фильма Роб Маршалл искусно, с выдумкой и остроумием рассказывает, в принципе, безмятежную сказку. Деревенский пекарь (Ник Фрост) и его супруга (Эмили Блант) живут в достатке и согласии, хотя и страдают из-за своей бездетности. Виной тому, как скоро выяснится,‒ заклятие, которое наложила на булочников местная ведьма (Мэрил Стрип). У этой самовлюбленной дамы, однако, тоже случается большая неприятность: что-то не так наколдовав, она превращается в мегеру с синими волосами и полным ртом дурацких фикс, и теперь, чтобы вернуть если не молодость, то хотя бы пристойный вид, ей срочно нужны несколько ингредиентов для магического ритуала ‒ белоснежная, без пятнышка корова, алый плащ, прядь роскошных пшеничных волос и золотая туфелька. Добыть же все эти артефакты способен только скромный пекарь со своей женушкой. Благо, в близлежащем лесу есть люди, у которых все эти вещи можно купить, выпросить, отнять или украсть. По странному стечению обстоятельств, этими потенциальными жертвами или благодетелями оказываются персонажи известных сказок Шарля Перро и братьев Гримм ‒ Золушка с туфелькой (Анна Кендрик), Рапунцель с золотой трехметровой косой (Маккензи Мози), Красная Шапочка с алым плащом (Лилла Кроуфорд) и Джек со знакомым бобовым стеблем и в придачу с молочного цвета буренкой (юный Денниэл Хаттлстоун).

К этим героям прилагается еще и Джонни Депп, играющий Серого Волка с хипстерскими замашками и пузом, вместительным, как брюхо кита, проглотившего некогда Иону. А также не менее смазливый Крис Пайн в роли принца.

Добавим, что все эти герои не только шутят и пляшут, но еще и много поют.

В свое время великолепный маршалловский «Чикаго» вышел в наш прокат в русском дубляже, где дистрибьюторы ошеломили зрителей совершенно идиотской идеей ‒ музыкальные номера за Ричарда Гира, Рене Зеллвегер, Кэтрин Зету-Джонс и других артистов там перепела боевая группа российской попсы во главе с Филиппом Киркоровым. На этот раз, к счастью, прокатчики поступили умнее и великодушнее ‒ все музыкальные эпизоды субтитрированы, что принесет публике дополнительное удовольствие, поскольку и у Мэрил Стрип, и у Джонни Деппа, и у Анны Кендрик голоса все-таки приятнее, к тому же, несомненно, в американском мюзикле они звучат более чем органично.

Но, пожалуй, еще больше разнообразных эмоций принесет публике заключительная треть фильма, где после мнимого, как окажется, хэппи-энда рассказ продолжится ‒ то ли развенчанием сказочных иллюзий, то ли сумрачным торжеством подлинной реальности. Безжалостное новаторство Стивена Сондхайма, сочинившего «Темный лес», именно и заключалось в том, что он саркастично предположил, что, дескать, за финальной уютной финальной фразой классических сказок «Они жили долго и счастливо», на самом деле, может последовать горечь разочарований и беспросветный мрак. Так что далеко не всем героям его истории предначертано счастье и, тем более, долгая жизнь. Хочется верить, что зрителям этого умного и изобретательного фильма подобное печальное открытие все же не испортит праздник хорошего кино.