RU  UA  EN

четверг, 26 декабря
  • НБУ:USD 41.60
  • НБУ:EUR 43.30
НБУ:USD  41.60
Общество

Маленькие радости тяжелой жизни

На экраны вышел фильм о любви между чернокожим бедняком и богатой женщиной-менеджером

На экраны вышел фильм о любви между чернокожим бедняком и богатой женщиной-менеджером Кадр из фильма «Самба»

Новый фильм французского режиссерского тандема Оливье Накаша и Эрика Толедано «Самба», вышедший на украинские экраны, фактически повторяет тему их предыдущей работы ‒ комедии «1+1» («Неприкасаемые»). И хотя энергии и изобретательности у постановщиков по сравнению с той лентой, возможно, поубавилось, это не должно отвратить публику от просмотра картины. Это фильм о любви между чернокожим бедняком и преуспевающей женщиной-менеджером, которая потеряла интерес к жизни, «сгорев» на работе. Но ей следует взять пример со своего возлюбленного, который, оказавшись «на дне», не сгибается под ударами судьбы.

В 2011 году все кассовые рекорды во французском прокате побила сентиментальная комедия «Неприкасаемые» (в Украине она демонстрировалась под названием «1+1») про дружбу витального чернокожего гопника из парижского пригорода и миллионера-аристократа в инвалидной коляске. Спустя три года авторы этой умной, зрелищной, а в каком-то смысле даже провокационной ленты (некоторые чересчур подозрительные критики, разумеется, умудрились рассмотреть в фильме мнимые расистские мотивы), сняли новую картину.

Интрига «Самбы» смутно напоминает уже ранее использованный авторами сюжет, тем более что одну из двух центральных ролей здесь снова играет Омар Си. В промежутке между двумя фильмами Оливье Накаша и Эрика Толедано этот невероятно непосредственный и обаятельный актер успел сняться, в частности, в криминальной комедии Давида Шарона «Шутки в сторону» (2012), где практически один в один скопировал характер героя «Неприкасаемых», хотя и изображал там полицейского, с трудом пытающегося найти общий язык со своим холеным напарником-чистоплюем. Такой-сякой диалог в результате совместного расследования убийства этим персонажам все же удавалось установить, но их классовые различия все равно оставались непреодолимыми. Оливье Накаш и Эрик Толедано, безусловно, смотрят на эту социальную проблему с куда большим оптимизмом. Хотя следует признать, что за три года, прошедших после создания залихватских «Неприкасаемых», его чуточку поубавилось, впрочем, как и сценарной и постановочной находчивости авторов.

В их новом фильме место, которое раньше занимал увечный аристократ, теперь отдано физически и морально истощенной парижанке Элис (Шарлота Генсбур). Высокооплачиваемый менеджер в рекрутинговом агентстве, она, что называется, сгорела на работе, впала в глубокую депрессию и для психологической реабилитации была отправлена врачами на волонтерскую работу в центр для нелегальных иммигрантов. Там она и познакомилась с сенегальцем Самбой (да-да, в название фильма вынесено имя главного героя, и зажигательный бразильский танец здесь, увы, не спляшут), который вот уже десять лет перебивается во Франции случайными заработками без малейшей перспективы изменить этот убогий статус-кво к лучшему.

Однако герой Омара Си обладает неистощимыми ресурсами жизнелюбия, терпеливо сносит удары судьбы и никогда не поддается панике. Возможно, этим он и привлекает одинокую, печальную парижанку. «Самба», впрочем,‒ не очередная версия легендарной «Красотки» (1990), где изгой возвращает преуспевающему члену общества радость жизни. И не классическая любовная мелодрама. Сближение героев здесь происходит медленно и как бы ненароком. Авторов, кажется, намного сильнее увлекает «социальный эпикриз» персонажей. И даже когда в одном из эпизодов Элис сознается, что готова к «сексуальным злоупотреблениям», это воспринимается скорее как изящная киноманская шутка создателей фильма, напоминающих зрителям об одной из последних скандальных ролей Шарлоты Генсбур ‒ в «Нимфоманке» Ларса фон Триера. Тут же вообще постельные отношения героев остаются за кадром. Режиссеров в первую очередь интересует быт, социальное окружение и способ жизни персонажей. И если, рассказывая об Элис, они фактически просто констатируют горький факт современного офисного рабства, когда человек жертвует работе все свое время, губя свою личную жизнь, то среда обитания Самбы описывается ими с множеством колоритных и увлекательных подробностей.

Авторы устраивают зрителям поучительное путешествие на задворки европейской столицы, отправляясь в бедняцкие районы, где счастьем для кого-то может оказаться временная работа на сортировке мусора или столь же ненадежный матрац для ночлега в углу тесной, как гроб, комнатенки. Оставаться оптимистом в таких жалких условиях, конечно, намного сложнее, чем в комфортабельных офисах и квартирах. Но Самба и его приятель Валид не сдаются и не унывают. И это удивительное умение получать радость от жизни, даже находясь на ее дне, абсолютно пленяет в картине Оливье Накаша и Эрика Толедано. Их социальный прогноз отнюдь не радужен ‒ бедняки останутся бедняками, а богачи по-прежнему будут мучиться комплексами и депрессиями. Мир несправедлив, но это не повод впадать в отчаяние, пока мы способны хотя бы на миг, забыв о собственном эгоизме, улыбнуться ближнему и даже дать ему немного надежды.