Креативные индустрии во всем мире являются генератором более 2 млрд долларов и обеспечивают рабочими местами 29,5 млн человек. Такой большой экономический пласт не может стоять в стороне от процессов устойчивого развития, которые сейчас охватили практически весь крупный бизнес. Ассоциация экспертов по устойчивому развитию в партнерстве с немецкой Ассоциацией культурных и креативных индустрий организовали первую в Украине образовательную программу по устойчивому развитию культурных и креативных индустрий. А в заключительной части программы провели панельную дискуссию. "Апостроф" собрал самое интересное.
В чем проблема
Координатор программы "Европейский союз для окружающей среды" Елена Маслюковская начала дискуссию с проблем, над которыми сейчас работает мир.
"Мы все видим изменения, которые происходят с нами и нашими странами. Во-первых, это экологические изменения: изменения климата, наводнения, жара, загрязненные реки. Во-вторых, бедность, безработица. Есть люди, которые не могут прожить за тот минимальный уровень дохода, который они имеют. Со временем накапливается очень много проблем. Многие страны, организации, согласились изменить этот образ жизни, поскольку мы хотим пить чистую воду, дышать чистым воздухом, хотим иметь достойный уровень жизни. Это сформировалось в направление устойчивое развитие", - рассказала Елена Маслюковская.
Олена Маслюківська
Она добавила, что на путиустойчивого развитиястоитнесколько препятствий. В первую очередь, это технологические препятствия. Например, есть электростанция, работающая на угле. Она производит большие объемы электроэнергии и обеспечивает большую часть населения, но при этом загрязняет нам окружающую среду. Разрушить ее и в этот же момент создать альтернативу невозможно. Поэтому стратегии устойчивого развития часто являются долговременными и на длительную перспективу.
Что такое креативная экономика
Куратор культурных проектов Екатерина Рай говорит, что креативная экономика - это симбиоз бизнеса, культуры и искусства.
По словам Екатерины, в последнее время много людей, не имеющих отношения к культуре, начали приобщаться к развитию индустрии.
"Например, люди, которые занимались одеждой, начали сотрудничать с художниками. В симбиозе они делают серию одежды, по которой говорят о ценностях и вызовах современного общества, например экологической проблеме. И вместе с этим развивают свой бренд", - объясняет Екатерина Рай.
Екатерина Рай
В Украине, по ее словам, все больше понимают важность современного искусства, культуры и обращают на это внимание. Эта инфраструктура разрастается и становится мощнее, что позволяет искусству лучше работать над своей устойчивостью.
Симбиоз креатива и устойчивости: примеры
Елена Маслюковская говорит, что 2021 - это год креативных индустрий. Именно креативные индустрии могут придумать выход из тех проблем, в которых сейчас оказалось человечество.
"Когда мы говорим о взаимодействии креативных индустрий и устойчивого развития, по моему мнению, мы должны расставить четкие акценты, что же такое культура. Культура - это двигатель человеческого развития и устойчивого развития. Это не просто выставка, это не просто фестиваль. Культура помогает понимать свою ответственность не только за себя, но и за общество, в котором мы живем. Пока мы не построим культуру ответственности за окружающую среду, за животных, мы не сможем развиваться культурно. Нам нужно всем вместе расширить понятие культуры от узкого понятия к культуре как двигатель любого развития в обществе", - отметила Елена.
В качестве примера она привела движение борьбы с быстрой модой, которое сейчас существует в Украине. Активисты борются с явлением, когда люди покупают вещи и не используют их должным образом.
Тенденция делать новые вещи из старых вещей, или производить обувь из переработанных материалов - тоже является примером креативной трансформации.
"Еще в качестве примера можно привести фестиваль вина во Львове. Организаторы предложили заменить пластиковые бокалы на стеклянные, которые каждый человек может потом себе оставить на память о фестивале", - рассказала Елена Маслюковская.
Она уверена, что культурная и креативная индустрия может предложить новые, более устойчивые подходы к нашему существованию, однако ей для этого нужны ресурсы.
Где искать ресурсы, чтобы реализовать устойчивое развитие в креативной индустрии
Заместитель исполнительного директора по организационному развитию Украинского культурного фонда Ирина Осадчая рассказала, что фонд создал отдельную программу "Культура для перемен".
"Сейчас реализуется 28 проектов, которые рассказывают о целях устойчивого развития через культурное выражение", - отметила Ирина.
Ирина Осадчая
По ее словам, через культуру можно присоединиться к любой из 17-ти глобальных целей, принятых на историческом саммите ООН в 2015 году.
Однако, чтобы реализовать любой культурный проект даже в области устойчивого развития, в первую очередь необходимы финансовые ресурсы. Выход Ирина Осадчая предлагает находить в грантовых программах. По ее словам, Украинский культурный фонд сейчас готовится к следующему грантовому сезону.
"Где-то в ноябре мы будем подавать новые конкурсные программы. Все культурные организации, работающие в сфере культуры, независимо от формы собственности, могут быть представлены на конкурсе Украинского культурного фонда", - призвала Ирина Осадчая.
Для участия необходимо сформировать свою проектную заявку, идею, цели, задачи своего проекта, а также разработать смету и подать эту заявку в фонд на получение гранта.
"Грант - это финансовые ресурсы, которые предоставляются организацией для реализации культурно-художественного проекта. Происходит у нас это все на конкурсной основе. Каждую заявку оценивает пять независимых экспертов, формируется рейтинг и согласно рейтингу те проекты, которые набрали наибольшее количество баллов от эксперта, могут получить финансирование и реализовывать свои проекты", - рассказала Ирина Осадчая.
Все заявители будут иметь несколько месяцев на подачу заявок, а реализовывать свои культурно-художественные проекты смогут в следующем году.
Как работает культура благотворительности
Директор Zagoriy Foundation Евгения Мазуренко говорит, что культура благотворительности это про персональную ответственность каждого человека.
Евгения Мазуренко
"Мы, обычные украинцы, являемся на сегодняшний день главными благодетелями нашей страны. Также у нас есть современные филантропы и меценаты, которым важно показывать, что мы можем вместе с вашим бизнесом, фондом достигать этих целей", - рассказывает Евгения.
По ее мнению, добро всегда должно звучать громко, а потому о благотворительности и полезных проектах не нужно бояться рассказывать людям. Поскольку, это действенный способ привлечь единомышленников.
"Я недавно была на концерте ONUKA, где постоянно говорили об экологии, переработке мусора. И как бы это странно не звучало, но это западает в душу, и ты об этом потом постоянно помнишь. Такими креативными вещами можно поднимать любую проблему на поверхность", - отметила Евгения Мазуренко.
Наконец Елена Маслюковская отметила, что украинцы как нация очень заботливые друг о друге и окружающей среды.
"Это наша природа. Важно, чтобы мы не оставляли этого, подвергались трендам глобализации и не гнались за модными международными вещами", - резюмировала Елена.