Нынешнюю систему научных исследований в Украине трудно назвать эффективной. Фактически миллиарды гривен из государственного бюджета идут не на развитие современной науки, а на социальную защиту ученых. Национальная наука, в которой отсутствует приток "свежей крови", которая превращается в клуб персональных пенсионеров в руководстве НАН, не имеет шансов на конкуренцию в мире. В свое время на тот момент народный депутат Игорь Калетник предложил модель, которая позволит сэкономить бюджетные средства и обеспечить условия для устойчивого развития науки через интеграцию с образованием. Но, к сожалению, эта концепция, которая стратегически совпадает с мировыми трендами в образовании и науке, до сих пор не реализована в Украине.
Когда в обществе разгорелась дискуссия относительно требований НАН увеличить собственное финансирование, одним из вопросов, который чаще всего звучал, был: а является ли украинская наука актуальной, не превратилась ли она в элитный клуб пенсионеров от науки со сравнительно большим по сравнению с образованием финансированием?
Если говорить о финансировании украинской науки, то в 2018 году оно увеличено до 6,1 млрд гривен, или более чем на 30% по сравнению с прошлым годом. При этом существенно возросло финансирование именно Национальной академии наук Украины - более чем на 38%, в то же время средства на университетскую науку увеличились лишь на 12,3%. Университетская наука получает лишь 10% общего объема финансирования. А теперь попробуем оценить украинскую науку с точки зрения ее признания на международном уровне.
Если говорить о высшем критерии - лауреатах Нобелевской премии и премии Абеля (является аналогом "Нобеля" для математиков), то ни один украинский ученый за время независимости их не получал. Среди лидеров - США, Великобритания, Франция, Германия, Япония и еще несколько стран. Давайте посмотрим на количество научных работ, опубликованных учеными нашей страны в научных изданиях. Еще в 1992 году Украина по количеству научных работ была на первых местах в Европе и даже в мире - 5105 публикаций. И если количество публикаций ученых других стран растет из года в год, то украинские ученые опубликовали 6317 научных работ (из них ученые НАНУ - почти 4300), то есть всего на 20% больше, чем в 1992. Вроде бы количество, пусть и незначительно, но увеличилось. Но если сравнивать с другими странами, то Украина производит в пять раз меньше научных трудов, чем Иран или Турция, и почти вдвое меньше, чем Румыния. И в 10 раз меньше, чем Южная Корея. Каждая из стран "Большой семерки" публикует научных трудов в 20 и более раз больше. А США - почти в 100 раз. Один британский университет публикует за год больше научных трудов, чем вся Украина. И это при штате преподавателей в разы меньшем, чем в НАНУ. К тому же, каждый преподаватель университета обучает студентов и проводит научные исследования.
Стоит обратить внимание: двигателями науки являются и образовательные учреждения, а не кастовые, элитарные сугубо научные структуры. И уровень образования студентов, обучающихся в стенах, где проходят научные исследования, является совершенно другим. А теперь вспомним о количестве украинских университетов в образовательных мировых рейтингах. Нас там нет. Даже университеты ряда стран третьего мира нас опережают. И это говорит не столько об уровне преподавания, сколько об уровне науки: при оценке вузов 60% успеха определяется уровнем науки в университете и только 30 - уровнем преподавания. В частности, чтобы только попасть на рассмотрение рейтинга Times, нужно ежегодно иметь более 200 публикаций в журналах из базы Thomson Reuters WEB of Science. Мировая образовательная политика, определенная "Всемирной декларацией о высшем образовании в XXI веке", давно определила, что наука должна быть неразрывно связана с высшим образованием.
В Украине в закон "О высшем образовании" понятие "исследовательский университет" предлагал внести на тот момент народный депутат Игорь Калетник. Его биография содержит сведения о том, что он сам является ученым и происходит из семьи ректора высшего учебного заведения, то есть более чем понимает процессы, которые происходят в украинской науке и образовании. Он внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект об изменениях в законодательство относительно высшего образования в Украине, в котором предлагалось прописать отдельное финансирование на научную деятельность вузов, которые имеют опыт и достижения в научной деятельности. И в котором, собственно, вводится понятие "исследовательский университет". Это именно та модель, по которой финансируют мировые вузы - наука, которая рождается в образовании, и образование, которое рождается в научных процессах. Это положение с 2016 года находится на доработке в министерстве. А между тем страна стремительно теряет перспективы занять достойное место среди стран с научным и образовательным потенциалом, несмотря на существенное увеличение финансирования потребностей Национальной академии наук. Кому мешает развитие науки в университетах - ответ очевиден.