После широкомасштабного вторжения российских войск Украину покинуло более 22 тысяч педагогов. Внушительная цифра, если еще и учитывать, что нехватка учителей в стране до большой войны была критической (каждого седьмого учителя, который уходит на пенсию, некем заменить). Однако если проанализировать цифры образовательного бюджета на 2023 год, то становится очевидно, что для оставшихся в стране педагогов нардепы приготовили не самый перспективный сценарий: сокращение финансирования. Как это может повлиять на качество образования украинских детей в будущем, и есть ли варианты спасения сферы - разбирался "Апостроф".
"Порезанный" бюджет
Основные показатели принятого образовательного бюджета 2023 озвучили в МОН. И цифры эти крайне неутешительны.
Так, в 2023 году сфера образования получит 122 миллиарда гривен. Много это или мало? В начале нынешнего года нардепы планировали потратить на образование 153,7 миллиарда, но потом вмешалась большая война, бюджет был пересмотрен, и МОН остался 131 миллиард. То есть в будущем году образовательный бюджет получит на 9 миллиардов меньше, чем даже сокращенный бюджет 2022 года. А учитывая жесткую инфляцию, которая по итогам года, согласно прогнозу НБУ составит около 30%, бюджет образования выглядит еще хуже. Но что все эти цифры означают на практике?
Львиная доля бюджета МОН – образовательная субвенция. Это деньги, которые идут на выплату заработных плат педагогам. В 2023 году образовательная субвенция составит 87,5 миллиардов. Это на 10 миллиардов гривен меньше, чем в скорректированном бюджете нынешнего года. Таким образом, украинские учителя, в следующем году будут вынуждены еще туже затянуть пояса. Ведь кроме минус 10 миллиардов зарплаты педагогов "съедает" и инфляция.
Нардепы признают проблему.
"Что касается образовательной субвенции - а это заработная плата наших учителей - мы за нее боролись, но все же она предусмотрена в бюджете в несколько уменьшенном размере, чем нужно для полной выплаты заработных плат. В любом случае, наши работники образования получат заработную плату, предусмотренную образовательной субвенцией, в полном объеме", - поясняет "Апострофу" член парламентского комитета по вопросам образования Юлия Гришина.
Впрочем, от признания проблемы учителям не легче. Конечно, педагоги получают деньги не только от МОН, но и надбавки за счет местных бюджетов. Но ведь и местные бюджеты во время войны значительно "похудели": согласно исследованию Киевской школы экономики, каждая четвертая громада, которая была под оккупацией, собрала на 50% меньше доходов от довоенных планов, еще две трети громад вне зоны боевых действий отчитались о падении доходов. Понятное дело, что в такой ситуации, когда нужно экстренно закрывать гуманитарные вопросы, местным властям не до надбавок учителям.
"В Киеве ситуация еще более-менее, хотя все равно частично сняли надбавки. А вот ситуация по Украине действительно хуже – во многих городах и селах педагоги сидят практически на "голой" ставке, лишаясь от 15 и даже до 50% своего дохода", - говорит "Апострофу" педагог одной из столичных школ Оксана.
На сайте президента даже появилась петиция с требованием установить обязательную надбавку педагогам за престижность труда на уровне не менее 30%, чтобы удержать в стране тех учителей, которые еще остаются. Сбор подписей продолжается.
НУШ на паузе
Зарплаты учителям - далеко не единственная проблема бюджета 2023. Из центрального бюджета финансируется и Новая украинская школа (НУШ), ведь это стратегическая реформа правительства. Точнее финансировалась, ведь в 2023 году на НУШ не предусмотрено никаких субвенций, хотя они шли обязательной статьей каждый год, начиная с 2017.
"Эта субвенция (1,5 млрд. грн.) совсем небольшая, но критическая для поддержки реформы, - добавляет "Апострофу" член комитета ВР по вопросам образования Инна Совсун. – Ее отсутствие означает, во-первых, что приоритеты МОН не лежат в направлении продолжения реформы. Если одну из ключевых реформ в стране саботирует то министерство, которое должно ее внедрять – это не нормально".
НУШ планируется финансировать с остатков образовательной субвенции (откуда идет зарплата учителям). Но появятся ли эти остатки при таком "порезанном" бюджете? Вряд ли. А что будет означать отсутствие субвенции НУШ на практике?
"Что два года дети, которые пошли в 5-е классы НУШ в этом году, а в следующем пойдут в 6-е классы, будут учиться без обновленной образовательной среды. То есть без техники, мебели, оборудования, компьютеров для учителей, интерактивных досок и так далее, - говорит Инна Совсун. - Вторая проблема – субвенция НУШ предусматривала средства на обучение учителей. В этом году обучение для предметников-учителей НУШ было катастрофически плохо организовано. Я понимаю, что этот год скомкан из-за полномасштабное вторжения, но эта реформа началась в 2017 году, и то, что нужно начинать создавать новую категорию учителей-предметников, было известно не сегодня или вчера".
"Безусловно это повлияет негативно на реформу, - поясняет "Апострофу" образовательный омбудсмен Сергей Горбачев. – И вопрос не только в деньгах, хотя они и нужны для поддержки реформы НУШ. Это вопрос в отношении к реформе НУШ, ведь сейчас в условиях войны резко снизилось внимание к реформе НУШ и не делается очень много вещей".
Например, не печатаются учебники. Это также статья финансирования центрального бюджета. Но в этом году пятиклассники, которые впервые должны были приступить к обучению по стандартам НУШ, до сих пор так и не получили напечатанные учебники. Да, в сети есть электронные версии, но при постоянных отключениях электроэнергии использовать их стало проблематично.
В 2023 году на печать учебников запланировано потратить около 700 миллионов гривен. НО! В следующем году учебники НУШ понадобятся уже не только пятиклассникам, но и шестиклассникам. Появятся ли они – еще один большой вопрос.
В такой ситуации ожидать качественного развития сферы образования в следующем году не приходится – не утонуло бы.
"Анализируя уже утвержденный бюджет, могу сказать, что образование в нем явно не на первых ролях. Это понятно, ведь большая часть бюджета идет на оборону и это логично в условиях российской агрессии. Но есть и другие статьи расходов, которые можно было бы рассматривать иначе: в пользу образования и будущего. Но, к сожалению, о будущем как-то не очень задумываются те, кто утверждает бюджет", - сетует образовательный омбудсмен.
Что делать
Понятное дело, что в стране война и образовательный бюджет просто не мог быть другим. Или все же мог?
"В образовании уже давно нужно внимательно посмотреть, на что именно мы тратим деньги, - говорит "Апострофу" экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук. – В Украине создано огромное количество структур, которые «едят» деньги с образовательного бюджета, но для системы образования они как пятое колесо к телеге. Речь идет, например, об институте содержания образования, институте развития образования, институте образовательной аналитики, различные учебно-методические центры, центры профессионального развития. А люди там получают не маленькие деньги. Даже самые богатые страны мира не могут себе позволить такого расточительства образовательных бюджетов. А мы можем. Поэтому если мы хотим иметь деньги в образовании, нужно определиться, на что мы их тратим".
Во-вторых, по мнению Сергея Горбачева, отдельные образовательные направления стоило бы сделать защищенными.
"Нужно обязательно сохранить финансирование НУШ, сделать защищенной статьей бюджета печать учебников, особенно для классов НУШ", - отмечает Горбачев.
А как же поддержка международных партнеров? Ведь она целевая: США и ЕС передают деньги украинскому правительству конкретно на зарплаты бюджетникам.
Однако по словам Юлии Гришиной, если бы не эта поддержка, Украина не наскребла бы и 122 миллиардов на образовательный бюджет 2023 года. Ведь общий дефицит бюджета составляет около 38 миллиардов долларов.
"Мы практически всю войну держимся благодаря поддержке доноров. Это огромные деньги, которые идут на поддержку наших военных, оружие, и, в том числе, на выплаты заработных плат бюджетникам, социальной помощи. Сейчас значительный дефицит бюджета и без международной помощи у нас бы уже был кризис. Поэтому мы работаем с партнерами, чтобы эта финансовая помощь не останавливалась", - резюмирует Гришина.
"Во второй половине 2022 года часть дефицита учительских зарплат компенсировали за счет средств Всемирного банка, который выделил деньги на доплаты чиновникам и педагогам, чтобы не образовался долг по зарплатам, - подтверждает Совсун. – Вероятно, если в бюджете будут большие пробелы, если будет меньше поступлений, правительство может попытаться покрыть эти расходы донорскими средствами".
А что же МОН? Как предлагает решать эту проблему? Пока только дружеским похлопыванием учителей по плечу.
"Возможно, бюджет несколько меньше, чем ожидали работники образования, но мы обязательно справимся", - отметил министр образования Сергей Шкарлет.
В общем, министр предлагает держаться.
"Если кризисный год будет один и если мы можем ожидать, что в 2024 году ситуация с бюджетными поступлениями и расходами, а главное ситуация с безопасностью, изменятся к лучшему, мы победим и вернемся к восстановлению мирной жизни, то уменьшение финансирования образования на один год не станет критическим", - резюмировала Инна Совсун.