RU  UA  EN

четверг, 21 ноября
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Общество

Надо "резать": как разгрузить жизнь украинских школьников

Система образования нуждается в изменениях, но главное не наломать дров

Система образования нуждается в изменениях, но главное не наломать дров Школьников в Украине нужно разгрузить Фото: donbas24.news

На днях новоназначенный министр образования Оксен Лисовой инициировал обсуждение по сокращению количества предметов в украинских школах. По словам главы МОН, украинские ученики перегружены, находятся в состоянии стресса, поэтому им трудно эффективно усваивать новые знания. От этого соответственно страдает и качество отечественного среднего образования. Действительно ли нужно просмотреть количество предметов в школах, или же проблема в другом - выяснял "Апостроф".

Надо "резать"

После того, как из-за полномасштабного вторжения миллионы украинских беженцев перебрались в страны ЕС и отдали своих детей в местные школы, в информационном пространстве все чаще стали появляться сравнения систем образования на Западе и в Украине. Кроме родительского увлечения общей атмосферой дружелюбия и взаимоуважения на уровне "учитель - ученик", почти все отзывы сводятся к тому, что нагрузка на детей в школах на Западе значительно меньше. Проще говоря, дети там не такие забембанные, как у нас здесь.

Читайте: Как учатся дети в украинских и польских школах: украинка назвала ключевые отличия

"Например, мой вывод относительно младшей школы: украинские дети слишком загружены. Программа основана на зубрении и усвоении массы информации. В 10 лет наши дети уже как старики, сгорбленные под тяжестью портфелей с десятком тетрадей и учебников. У них нет времени на отдых и развитие, потому что дома их ждет вторая смена с домашними заданиями", - рассказывает "Апострофу" украинка Анастасия Шкала, чей сын учится в школе в Канаде.

Эту проблему видит и Оксен Лисовой.

"Два года ковида и год полномасштабного вторжения. Нагрузка на ребенка очень высокая: и психологическая, и умственная. Это и о большом количестве предметов, и об обучении онлайн, и о дополнительных занятиях, чтобы наверстать упущенное. Например, в 7-9 классе дети сейчас имеют около 20 предметов, что сложно усвоить и без стресса и онлайн-обучения (кое-где без гаджетов, адаптированных учебных программ и т. д.). А в наших условиях – это на грани возможностей, поэтому в конце концов дети все равно сосредотачиваются на тех предметах, которые выбирают для себя как приоритетные", - отметил министр образования на своей странице в Facebook.

Лисовой призвал обсудить вопрос о возможном сокращении количества предметов хотя бы в старшей школе. Впрочем, по мнению самого министра: "Количество предметов в школе должно быть рациональным, и оно должно быть не увеличено, а уменьшено" .

Понятно, что цель сокращения количества предметов не ради самого сокращения, а для того, чтобы улучшить качество школьного образования. Но произойдет ли это? Давайте выясним.

Надо "резать"… да не то

По большому счету, украинская старшая школа обречена эволюционировать, сбрасывая на этом пути все лишнее. Согласно закону "О полном общем среднем образовании", так называемая мультипредметность в старшей школе (10-12 классы) должна исчезнуть, ведь старшая школа становится профильной. В свою очередь профильное образование распределяется на два направления: академическое и профессиональное. Однако какое бы направление ни выбрал ученик, профиль в старшей школе предполагает избрание учащимися предметов с учетом будущих образовательных потребностей. Сам принцип избрания предполагает, что от каких-либо предметов все же нужно будет отказаться. Так говорит закон. Впрочем, эти положения закона заработают в 2027 году, а пока даже государственного стандарта профильного среднего образования в правительстве не написали. Кроме того, эти изменения предусматриваются только в старшей школе, а министр образования говорит о разгрузке и в базовой школе.

Читайте: Не 2024 год: озвучена дата перехода школ на 12 лет обучения

По мнению экспертов, опрошенных "Апострофом", разгрузка украинских учеников – правильная идея. Но одним лишь сокращением количества предметов проблему не решить, потому что это форма, а более важное содержание.

"На самом деле это маленькая часть общей проблемы. А проблема в том, что наши образовательные программы перегружены второстепенным неважным материалом, только засоряющим мозг учеников", - объясняет "Апострофу" образовательный омбудсмен Сергей Горбачев.

"Да, школьная программа должна стать более посильной для учащихся. Перегруженная программа приводит к формальному отношению к материалу и ученик просто не успевает осмыслить информацию, я уже не говорю о том, чтобы понять. Ученика просто гонят через программу и о качестве образования уже не приходится думать", - добавляет образовательный эксперт Николай Скиба, комментируя для "Апострофа".

"Поэтому главный вопрос не в том, чтобы сократить количество предметов, хотя и это также важно, а чтобы обновить содержание образования, структурировать и оставить то, что действительно формирует целостное представление о мире, о человеке, о себе в этом мире. И тогда уже смотреть как тот или иной материал – ядро знаний и компетентностей – нужно распределить по конкретным учебным дисциплинам. Самый главный вопрос – содержание образования и построение образовательной системы", - резюмирует Горбачев.

Но модернизация содержания образования – это уже не просто убрать "ненужные" предметы. Это пересмотр государственных стандартов, причем на всех трех уровнях общего среднего образования. А это уже сложная реформа.

"Все зависит от того, какой путь разгрузки будет выбран. Разгружать учащихся нужно путем существенного пересмотра содержания государственных стандартов, а не сокращением или объединением предметов в учебном плане. Государственные стандарты по каждому предмету существенно перегружены материалом, что возможно с точки зрения большой науки является важным, но вряд ли важным для ознакомления учащихся с основами наук. Стандарты нужно вернуть в сторону более практического использования и получения практических знаний", - объясняет "Апострофу" экс-руководитель Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук.

О практичности содержания образования на западе говорят и родители украинских учащихся.

"Обучение направлено на развитие коммуникации между детьми и творчество, умение найти и структурировать нужную информацию. Есть уроки сексуального воспитания. Рассказывают все конкретно, не на бабочках-тычинках. В том числе и о сексуальных меньшинствах. В дальнейшем дети начинают получать более углубленные знания, в старшей школе они уже выбирают дополнительные предметы, которые им больше пригодятся или их больше интересуют. Можно выйти после 12 класса уже с профессией и идти работать", - добавляет Анастасия Шкала.

Почему это работает?

"Потому что мозг усваивает информацию, которую понимает как использовать. Есть потребность и есть план удовлетворения этой потребности. Например, не научившись плавать, человек понимает, что не сможет поплавать с друзьями на реке. И появляется понимание, что нужно научиться плавать. То же самое происходит с математикой, физикой и другими предметами", - подчеркивает Скиба.

Что нужно Украине для построения подобной системы образования?

"Необходимое количество знаний и материала можно "упаковать" в другие формы. У нас наиболее приемлемой и понятной формой занятия остается урок. Есть урок, есть домашнее задание, есть следующий урок. Все вроде бы понятно, но малорезультативно, - объясняет Скиба. - Можно делать интегрированные курсы, где, например, есть предмет "Наука", где изучается не предмет как таковой (физика, химия, география), а какое-то явление, например вода в нашей жизни. И это уже и о географии, потому что есть реки, моря и океаны, и о физике, поэтому еще есть плотность и свойства воды, и о химии, потому что изучается состав воды. И когда подход делается следующим образом: изучается определенное жизненное явление, а не предмет, то усвояемость информации становится лучше. ученики знают даже больше, потому что эта информация касается непосредственно их жизни".

Выглядит действительно ярко и перспективно, но есть…

Украинские реалии

Во-первых, где найти педагогов, которые смогут преподавать интегрированные курсы с практической направленностью? Тем более, что многие украинские учителя из-за войны войны оказались на Западе.

"По моему мнению, сейчас это нереально. Были идеи объединить, например физику, химию, биологию в один предмет "Наука". И это хорошо, но если есть такие специалисты. Если, например, учитель химии, возможно еще и биологию может вести, а вот физику уже нет. И так же физик: математику может и будет вести, а биологию уже нет. Сначала нужно научить студентов, чтобы у нас были такие специалисты", - уверяет "Апостроф" учительница одной из столичных школ Оксана.

Во-вторых, а что делать с педагогами, которые не смогут перестроиться?

В-третьих, бюджет МОН в этом году на 9 миллиардов гривен меньше, чем в предыдущем (122 против 131 миллиарда). При такой ситуации особенно с реформами не разгонишься.

Наши умнее?

Так а может ничего и не нужно менять? Некоторые родители, которые могли сравнить западную и украинскую систему образования, хотя и соглашаются с тем, что украинская школа нагружает больше, однако знаний дает больше. Поэтому украинские дети, согласно этому стереотипу, вроде бы умнее своих европейских сверстников.

Впрочем, эксперты уверяют, что это лишь стереотип.

"Наши дети не умнее и не глупее. Они такие же как и дети в любой стране. Вопрос не в уровне интеллекта, а в том, какой объем информации человек может усвоить и какой объем информации полезен, чтобы его можно было использовать в реальной жизни", - подчеркивает образовательный омбудсмен.

"Какие здесь критерии? В том, что наши ученики могут знать большее количество формул? В этом заключается эта "умность"? Да, родители могут говорить, что вот мой ребенок знает программу уже на уровне университета, а их зарубежные сверстники находятся еще на уровне 7 класса. Но суть явлений подростки из Эстонии, Финляндии или Нидерландов знают гораздо лучше, чем украинские. Суть оценки качества сводится именно к умению применять знания, а не просто их помнить", - резюмирует Скиба.

Аргументы экспертов подтверждаются и исследованиями. Так, согласно авторитетному международному исследованию качества образования PISA, украинские ученики показали более низкие средние результаты по чтению, математике и естественнонаучным дисциплинам, чем ученики, например, соседней Польши, или Эстонии. А в математике украинские ученики оказались менее компетентными, чем сверстники из Венгрии, Словацкой республики и даже Беларуси.

Так что "больше" действительно не означает "качественно". А у нового министра образования есть все рычаги, чтобы изменить ситуацию к лучшему.

Читайте: Вступительная кампания 2023 года: обнародованы правила приема абитуриентов

Новини партнерів