Протесты в Беларуси вызвали лихорадочные дебаты о возможной передаче власти в Минске. Но вопрос о том, кто заменит многолетнего правителя страны Александра Лукашенко и получит поддержку большинства белорусов, далеко не ясен.
После десятилетий автократического правления с минимальным или отсутствующим публичным политическим пространством Беларусь все еще не имеет организованной продемократической политической силы. Это затрудняет прогнозирование того, кто может стать потенциальным лидером.
В конце концов, три самых популярных оппозиционных деятеля в преддверии президентских выборов 9 августа - Виктор Бабарико, Валерий Цепкало и Сергей Тихановский, которого позже представляла его жена Светлана, - год назад не считались вероятными претендентами.
Если Лукашенко уйдет в отставку или согласится на свободные и справедливые выборы, это откроет двери для десятков других потенциальных кандидатов.
Ясно, однако, то, что существует ряд политических шаблонов, в которые мог бы вписаться любой новый белорусский лидер.
Для издания Politico белорусский журналист и координатор программ Free Press Unlimited Мария Садовская-Комлач сделала разбивку потенциальных профилей.
Русофил
Пророссийский кандидат обвинит правительство Лукашенко в попытке отвернуться от Москвы несмотря на то, что оно пользовалось огромной финансовой и политической поддержкой Кремля. Они будут напоминать избирателям, что в 2005 году правительство обещало ввести общую валюту с Россией, но этого так и не произошло несмотря на то, что продолжало получать выгоду от российских рынков и финансовых субсидий.
Они будут нацелены на пробелорусских кандидатов, навешивая на националистов ярлык "нацистов", и будут утверждать, что белорусский язык больше не должен считаться государственным языком, учитывая, что большинство населения ежедневно говорит по-русски. Они будут выступать за более тесные связи и более быстрое сотрудничество с Москвой и будут изображать себя надежными партнерами Кремля.
Наиболее вероятные кандидаты: Олег Гайдукевич, и.о. депутата от Либерально-демократической партии Беларуси. Хотя он присоединился к кампании по переизбранию Лукашенко, Гайдукевич критиковал жестокое обращение властей с протестующими и членами оппозиции после выборов. Он также объявил о создании Народно-патриотического движения Беларуси, партии, основной целью которой является сохранение связей с Россией, и Организации Договора о коллективной безопасности, военного союза постсоветских государств.
Другой потенциальный кандидат - Эльвира Мирсалимова, заместитель председателя движения "Гражданское согласие", которое управляет прокремлевским СМИ "Политринг". Она критиковала белорусские власти за неспособность укрепить отношения с Россией, неоднократно заявляла, что белорусы - русские, и называла Иосифа Сталина "видным политическим лидером".
Другие кандидаты: Виктор Бабарико - управляющий банка с пророссийскими взглядами, который намеревался баллотироваться на президентских выборах, но ему не позволили войти, несмотря на сбор более 300 000 подписей. Валерий Цепкало, кандидат в президенты, сбежавший в Европу через Москву, также является вариантом. Он написал открытое письмо президенту России с просьбой прекратить поддерживать Лукашенко (а также призвал западных лидеров поддержать протесты).
Кто их поддержит? Поддержка этого кандидата, скорее всего, будет зависеть от того, насколько близких отношений с Россией они, по их словам, хотят.
По данным независимого опроса Белорусской аналитической мастерской, пророссийские настроения в Беларуси упали до 20-летнего минимума: менее 50 процентов поддерживают дальнейшую интеграцию с русскими, как показал опрос в декабре 2019 года, и только 3,7 процента белорусов поддерживают идею стать субъектом Российской Федерации.
Тем не менее, количество тех, кто хотел бы жестких границы с Россией, также незначительно - 6,8%. В целом, около 42% считают, что для Беларуси лучше сохранить союз с Россией, чем присоединяться к Европейскому союзу, а 76% считают, что двум странам следует поддерживать дружеские отношения.
Еврофил
Любая кампания по замене Лукашенко, вероятно, будет включать как минимум одного честолюбивого проевропейского лидера, который попытается апеллировать к европейской идентичности белорусов и разыграть близость страны к ЕС.
Беларусь граничит с тремя странами ЕС и является участником Восточного партнерства, совместной инициативы ЕС и шести стран Восточной Европы - то, что, как будет утверждать проевропейский кандидат, дает Минску шанс избавиться от зависимости от России, и стремиться к более тесной интеграции с ЕС.
Кандидат обязуется добиваться таких же преимуществ, как Украина или Грузия: например, соглашение об ассоциации, торговые льготы или безвизовый режим для граждан. А поскольку ЕС не стремится открывать переговоры о вступлении для потенциальных новых членов из Восточной Европы, кандидат-еврофил сможет утверждать, что укрепление связей с ЕС не обязательно означает полное отталкивание России.
Наиболее вероятные кандидаты: еврофилы, скорее всего, будут частью традиционной оппозиции и будут иметь связи с европейскими институтами, включая наиболее влиятельные группы и фракции Европейского парламента. Претендентами могут быть несколько политиков: Андрей Санников, бывший заместитель министра иностранных дел в изгнании и экс-кандидат в президенты, который является лидером инициативы "Европейская Беларусь"; Александр Милинкевич, еще один экс-кандидат в президенты и лидер движения "За свободу"; и Анатолий Лебедько, бывший глава "Объединенной гражданской партии". Другой возможный претендент - Ольга Кавалькова, политическая фигура нового поколения, отбывающая 10 суток тюрьмы за участие в организации протестов и имеющая хорошие связи в Брюсселе и других европейских столицах.
Другие кандидаты: Павел Латушко, бывший министр культуры и бывший посол в Польше и Франции. Он открыто выступил против Лукашенко после августовских выборов и стал заметной фигурой в протестах, а также стал членом президиума Координационного совета оппозиции.
Кто их поддержит? Согласно исследованию BAW, около 32% белорусов считают, что их жизнь улучшится, если Беларусь заключит партнерство с ЕС, а не останется в союзе с Россией. У этой базы есть потенциал для значительного роста, как показал опрос, проведенный в прошлом году в рамках проекта EU Neighbours East (Соседи ЕС на Востоке): около 89% белорусов имеют положительный или нейтральный имидж ЕС, а 51% людей в Беларуси доверяют ЕС.
Если еврофильный кандидат сможет поддерживать дружеские или нейтральные отношения с Россией, стремясь к более тесному сотрудничеству с ЕС, он может даже заручиться поддержкой русофилов - особенно если ЕС активно поддерживает позицию, согласно которой Беларуси пока не нужно выбирать между Россией и ЕС.
Националист
При других обстоятельствах этого кандидата назвали бы "патриотом". Но после десятилетий доминирования русского языка в образовании, бизнесе и правительстве любого, кто выступает за белорусскую идентичность и язык, скорее всего, будут изображать экстремистом (или, говоря языком некоторых прокремлевских деятелей, "нацистом").
Этот кандидат будет представлять белорусскоязычных, которые чувствовали себя исключенными и дискриминированными предыдущим правительством. Их ценности могут варьироваться от консерватизма до неолиберализма, но их основное внимание будет сосредоточено на восстановлении статуса белорусского языка и отмене официального признания русского языка, который стал вторым государственным языком на референдуме 1995 года.
Наиболее вероятные кандидаты: политик в изгнании Зенон Позняк мог бы стать одним из главных претендентов (если законы будут изменены, чтобы позволить баллотироваться в президенты тем, кто прожил за пределами страны более 10 лет). Яростно настроенный против России, Позняк видит руку Кремля в большинстве нынешних оппозиционных движений и подставных лиц.
Другой потенциальный кандидат - Павел Северинец, харизматичный и известный христианский демократ, который играл активную роль в пробелорусских движениях с середины 1990-х годов и участвовал в президентских выборах 2010 года. Арестованный накануне выборов в августе этого года, ему грозит до 15 лет тюремного заключения по обвинению в беспорядках, и он уже отсидел более 75 дней за участие в несанкционированных публичных собраниях.
Другие кандидаты: Бывший депутат и заместитель председателя Общества белорусского языка Елена Анисим является активным сторонником этого вопроса и открыто оспаривает позицию Лукашенко по нему.
Кто их поддержит? Поддержка этих кандидатов, вероятно, будет исходить от образованного меньшинства, говорящего на белорусском языке по всей стране. Активисты уже добились успеха в продвижении образования на белорусском языке для своих детей и расширении официального использования белорусского языка.
(Около 60% белорусов считают белорусский своим родным языком, по данным государственного телеканала ОНТ. Официальные опросы показывают, что эта цифра приближается к 47%, причем столько же считает русский и белорусский родными языками.)
Если националистический кандидат слишком консервативен в отношении прав меньшинств - например, утверждает, что геев следует исключать из продемократических движений и называет гомосексуализм болезнью, как это сделал Северинец, - некоторые из их потенциальных сторонников могут вместо этого выбрать кандидата-еврофила. Или, что, возможно, более вероятно, они могли бы усилить давление на всех кандидатов, чтобы они взяли на себя обязательство поддержать возрождение белорусского языка.
"Демократический" Лукашенко
Учитывая, как долго Лукашенко находился у власти, неудивительно, что по крайней мере один кандидат будет стремиться сохранить некоторые из наиболее популярных столпов режима Лукашенко, такие как его пенсии и схемы социального обеспечения, его тяжелую руку в экономике и поддержка официального статуса русского языка.
Они пообещают более расслабленный контроль в других областях, например, предоставление более высокого уровня свободы слова и участия в политической жизни. Они также будут сторонниками очень постепенных экономических реформ, но будут придерживаться стратегии Лукашенко, состоящей в оттеснении ЕС и России друг от друга, когда дело касается внешней политики.
Наиболее вероятные кандидаты: нынешние или недавние правительственные чиновники, такие как экс-премьер Сергей Румас или нынешний министр иностранных дел Владимир Макей. Оба были названы возможными претендентами и раньше, но, что неудивительно, опровергали все слухи об их политических амбициях.
Другие кандидаты: Это маловероятный сценарий, но Лукашенко может уступить давлению и стать более умеренным правителем, чтобы остаться на своем посту.
Кто их поддержит? Многие белорусы обеспокоены своими экономическими перспективами и могут быть склонны голосовать за представителя истеблишмента, если они пообещают поддерживать экономику страны и защищать средства к существованию.