Переговоры по объединению Кипра могут стать примером успешного решения замороженного конфликта с более чем сорокалетней историей. Воссоединение Республики Кипр и непризнанной Турецкой Республики Северный Кипр улучшит отношения между Грецией и Турцией, позволить развить региональное сотрудничество в сфере энергетики и стабилизировать ситуацию в регионе.
9 января в швейцарской Женеве возобновились переговоры по объединению Кипра, который с 1974 года разделен на две государства. Планируется, что переговоры завершатся в среду, 11 января. А 12 января должна начаться двухдневная конференция с участием стран-гарантов независимости, территориальной целостности и безопасности Кипра, согласно договору от 1960 года, — Греции, Турции и Великобритании. Сейчас эти государства будут представлять министры иностранных дел, а затем, если возникнет шанс заключить соглашение —премьеры Греции и Великобритании, президент Турции. ЕС на переговорах будет представлять председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. Также в четверг на Кипре ожидают нового генсека ООН Антониу Гутерриша.
Напомним, разъединение Кипра на греческую и турецкую части произошло в 1974 году. Поводом для турецкого вторжения на остров стала попытка переворота, проведенного сторонниками объединения острова с Грецией, так называемыми Черными полковниками. Турецкие войска смогли захватить чуть более трети территории в северной части острова. Зеленая линия, разделяющая остров на две части, охраняется контингентом Вооруженных сил ООН по поддержанию мира на Кипре (ВСООНК). На острове сохранились две британские военные базы.
В 1983 году на территории захваченной Турцией была провозглашена Турецкая Республика Северный Кипр, которую кроме Турции никто не признал. Разделение Кипра привело к упадку курортной инфраструктуры и снижению доходов от туризма на территории, подконтрольной Турции. Уровень жизни в этой части острова значительно ниже, чем в греческой.
Первые результаты
По информации кипрских СМИ, женевские переговоры между президентом Республики Кипр Никосом Анастасиадисом и лидером турок-киприотов Мустафой Акынджи стартовали в "дружественной обстановке". В переговорах участвуют представители Турции, Греции и Великобритании — государств, тесно связанных с островом.
Cyprus Mail сообщает, что сторонам удалось "значительно продвинуться" по вопросу о правах собственности на разграниченных территориях, определить пять форм правовой защиты собственников: реституция (восстановление права собственности), обмен, компенсация, частичная реституция и альтернативная реституция. В ходе переговоров обсуждали и создание комиссии в вопросах собственности, которая должна устранять разногласия, если Северный Кипр объединится с Республикой Кипр в единую федерацию.
Пока нет решения по одному из главных вопросов: приоритетными в вопросе реституции считать права текущего владельца или признанного законным Европейским судом по правам человека (ЕСПЧ). Чаще всего первый вариант в пользу жителей Северного Кипра, а второй — греков-киприотов, которые лишились своих домов, когда переселились в теперешнюю греческую часть острова. Турецкая сторона требует учесть, что этой недвижимостью жители непризнанной республики владеют уже многие годы. Возможно, стороны сойдутся что вместо возвращения домов переселившиеся греки-киприоты получат денежную компенсацию.
Также необходимо определить, как будет поделена власть в едином Кипре, как будут чередоваться президенты, решить, кто будет обеспечивать безопасность жителей севера , где до сих пор находится 30-тысячный турецкий военный контингент .
Почему важно объединение
Переговоры о воссоединении ведутся уже не одно десятилетие. В 2004 году когда был согласован так называемый "план (Кофи) Аннана", генерального секретаря ООН. Тогда против объединения на референдуме проголосовали 75% греков-киприотов, тогда как большинство турок-киприотов поддержали мирную инициативу.
Ключевое отличие сегодняшних переговоров от переговоров 2004 года — инициаторами мирного процесса являются лидеры двух общин, а не ООН.
Надежда на выход из кризиса появилась после победы на выборах в 2015 году нынешнего президента Северного Кипра Мустафы Акынджи, выступающего за объединение.
Предыдущие два этапа переговоров, проходившие в Швейцарии осенью 2016 года, завершились безрезультатно. Тогда ООН охарактеризовала переговоры как обстоятельные, но отметила, что стороны не пришли к согласию в вопросе территориального урегулирования, что могло стать шагом к завершающей стадии переговоров.
Как отметил на выходных Мустафа Акынджи, он не настроен оптимистично, но у сторон переговоров будет тяжелая неделя. Тогда как глава Республики Кипр Никос Анастасиадис попросил спросить его, настроен ли он оптимистично, уже после переговоров.
Спецсоветник генсека ООН, возглавляющий переговоры в Женеве, Эспен Барт Эйде на днях заявил, что подписать мирное соглашение между сторонами разделенного Кипра сложно, но возможно. Он говорит, что в вопросе урегулирования настал момент истины. В Брюсселе, который, как и другие наблюдатели и гаранты, полностью поддерживает кипрское урегулирование, отмечали, что после объединения Кипр останется членом ЕС.
В разговоре с президентом Турции Реджепом Эрдоганом британский премьер-министр Тереза Мэй отметила, что успешный мирный процесс даст Кипру лучшее будущее и обеспечит стабильность в регионе.
Также это снизит напряженность в восточном Средиземноморье, где у берегов Северного Кипра были обнаружены большие запасы углеводородов. Поэтому в едином Кипре заинтересованы также Турция, Израиль, Египет, — это позволит наладить транзит газа через территорию непризнанной республики.
"Сейчас есть прагматический интерес — чтобы все выиграли за счет энергетики, — сказал "Апострофу" Евгений Ярошенко, аналитик Международного центра перспективных исследований (МЦПИ). — Интерес по крайней мере разморозил процесс переговоров".
По мнению эксперта, на этой неделе соглашение вряд ли подпишут, но прогресс есть, и вероятность того, что в течение нескольких лет Кипр объединится, гораздо выше, чем десятилетие назад. Он, правда, не уверен, что готовое соглашение не заблокируют на референдуме, как это было в 2004 году.
Вот еще крайне гипотетическое предположение: если бы часть Кипра не была захвачена Турцией, и Анкара признала Республику Кипр, Греция и Кипр не выступали бы против вступления Турции в ЕС. В таком случае Турция, вероятно, играла бы сегодня совершенно другую роль в мире, и опасения, с которыми в ЕС относятся к туркам и связанными с ними миграционным рискам, не помешали бы, может быть, Украине к этому времени получить безвизовый режим с Евросоюзом.
Уроки для Украины
Несколько причин, почему миру стоит озаботиться объединением Кипра, привели в норвежском издании Aftenposten. Разрешение затяжного конфликта даст надежду на аналогичный исход других замороженных конфликтов. Как считает Харри Цимитрас, глава Центра Института исследования проблем мира PRIO на Кипре, уместно сравнение кипрского конфликта с израильско-палестинским. Во-вторых, исчезнет главная причина турецко-греческих неурядиц. В-третьих, это может стать фактором улучшения отношений ЕС с Анкарой. В-четвертых, откроет путь к более тесному сотрудничеству между НАТО и ЕС. Наконец, единый Кипр сможет создать альянс с Турцией и Израилем на основании энергетического сотрудничества. Если же конфликт не будет разрешен сейчас, говорит Джеймс Кер-Линдсей из Лондонской школы экономики, месторождения газа могут стать причиной большого международного конфликта.
Цимитрас также аргументирует, почему воссоединение Кипра навредит РФ, поэтому можно ожидать, что Москва попытается навредить мирному процессу. В греческой части острова у России значительные экономические и финансовые интересы. В 2015-м страны подписали соглашение, в соответствии с которым российские военные суда могут заходить в порты острова. Греки-киприоты, в отличие от жителей непризнанной республики, исключительно позитивно настроены по отношению к РФ, и Кремль опасается, что воссоединение скажется на внешнеполитических ориентирах официальной Никосии.
На это же указывает Евгений Ярошенко, выделяя три причины, по которым РФ не заинтересована в едином Кипре: геополитическую, энергетической и финансовую. "Особенно Россия боится, что Кипр, если объединится, станет членом НАТО", — объяснил эксперт МЦПИ. Он добавляет, что российские чиновники и олигархи, использующие Кипр в качестве офшорной зоны, боятся, что налоговая политика, которая и стала причиной столь большой привлекательности Кипра как направления для вывода денег, в едином Кипре может измениться. К слову, кроме налоговой системы, в Северном Кипре совершенно другие пенсионная система и система социального обеспечения.
Возобновление мирного процесса на Кипре, даже если они не завершатся созданием федерации, дают несколько уроков Украине. "Это показывает, что процесс реинтеграции будет занимать несколько десятилетий. Второе — без политической воли внешних игроков достигнуть соглашения довольно сложно. И третье — без поддержки местного населения с обеих сторон вряд ли удастся объединить страну", — считает Ярошенко. Существенное различие, почему воссоединение Кипра более реалистичное, чем возвращения Донбасса в состав Украины на довоенных условиях — это то, что Россия и Украина, в отличие от Греции и Турции, совершенно по-разному видят свое место в системе региональной безопасности. Вдобавок население Украины пока гораздо меньше готово к уступкам по отношению к жителями отторгнутой части страны, чем греки-киприоты.