Уровень безработицы в еврозоне снизился в последние годы. При этом временные рабочие места останутся значительной частью этого процесса восстановления, что спустя некоторое время может ограничить потенциал роста этих экономик и привести к медленному их восстановлению после кризисных лет. Такой ход событий открывает дверь для появления популистских политических сил, которые постараются угодить избирателям, которые считают, что нынешняя экономическая система не в их интересах, отмечают в своем отчете эксперты частной американской разведывательно-аналитической компании Stratfor.
Похмелье от экономического кризиса, охватившего Европу почти десять лет назад, затянулось. В середине 2013 года безработица выросла до 12%, особенно сильно ударив по Южной Европе. С тех пор она постепенно отступила, снизившись до 9,5%. Но цифры многого не демонстрируют. Виды деятельности, которые люди для себя сейчас находят, чаще всего не обеспечивают им долгосрочную безопасность, говорится в докладе Stratfor.
Около 6 из 10 рабочих мест в Европейском Союзе сегодня являются постоянными штатными должностями. Но на рабочие места, предлагаемые по неполным и временным контрактам, приходится увеличивать долю общей занятости. В 2003 году, задолго до кризиса, 15% работников в Европейском Союзе работали по контрактам неполного рабочего дня. К 2015 году этот показатель вырос до 19%. За тот же период временные контракты выросли с 9% от общей занятости до 11%. Временные рабочие места предлагают меньше безопасности, чем постоянные. Такие рабочие места часто означают более низкую заработную плату и меньше возможностей для обучения и карьерного роста, что затрудняет доступ работников к кредитам, планированию их решений о потреблении или получение пособий по безработице.
Безопасность работы также привязана к общему удовлетворению рабочих. С начала кризиса 2008 года многие европейцы были вынуждены идти на временные контракты или постоянную работу на условиях неполного рабочего времени, когда они предпочли бы работать на постоянной основе. В некоторых странах низкая заработная плата подвергает работающих опасности попасть за черту бедности. Официальные данные не дают полной картины занятости в Европе, поскольку неформальные рабочие места и незаконная деятельность (которая, как правило, более распространены в Южной Европе) несколько искажают цифры занятости. Но многие работники "серой экономики", у которой нет основных трудовых прав и защиты, находятся в еще худшем положении, чем их официально работающие коллеги.
Рабочие места, которые не обеспечивают достаточной безопасности, можно найти почти везде в Европейском союзе, но они особенно распространены на юге, где кризис безработицы был более серьезным (уровень безработицы в 2013 году достиг 28% в Греции, 26% в Испании и 17% в Португалии), а восстановление экономики не гарантированным. Кроме того, структура экономики в Южной Европе в большей степени способствует созданию таких нестандартных рабочих мест, пишут аналитики Stratfor.
Неравномерное восстановление
В Испании и Португалии показатели безработицы в прошлом году сокращались быстрее, чем где-либо в Европе. В феврале уровень безработицы в Испании снизился с 20,5% до 18%, а в Португалии – с 12,2% до 10%. Снижение уровня официальной безработицы может ввести в заблуждение: люди, которые отказались от поиска работы, не учитываются в расчетах по безработице. Но в Испании и Португалии снижение безработицы сопровождалось фактическим увеличением числа работающих людей. В Испании в 2014 году работало 16,9 млн человек, к 2016 году это число увеличилось до 18,5 млн человек. В Португалии число рабочих мест увеличилось с 4,4 млн до 4,6 млн в период между 2013 и 2016 годами.
Тем не менее улучшение в обеих странах в значительной степени отражает увеличение числа непостоянных рабочих мест. Около 90% новых контрактов в Испании и 80% в Португалии предназначены для временных рабочих мест. Среди стран ЕС, по данным Евростата, только Польша имеет больше рабочих по временным контрактам, чем Испания и Португалия. Кроме того, демографический профиль работников в этих странах по временным контрактам является аномальным: более половины временных работников в таких странах, как Германия или Швеция, моложе 29 лет. В Испании и Португалии, наоборот, около трети временных работников составляют люди 30-39 лет. Согласно докладу Европарламента, только один из пяти работников по временным контрактам в Испании и Португалии фактически переходит на постоянный контракт.
В какой-то мере поведение рынков труда в Испании и Португалии объясняет неустойчивость труда. Несмотря на недавние реформы, трудовое законодательство в обеих странах остается относительно жестким, а стоимость увольнения работников остается высокой. Поэтому многие компании предпочитают временные контракты при приеме на работу персонала. Иногда работодатели предлагают временные контракты для снижения издержек, эта практика также дает им гибкость для сокращения в периоды экономической неопределенности.
Экономические структуры также играют важную роль в создании рабочих мест. Например, сектор услуг и сельского хозяйства в большей степени зависит от временных рабочих мест, чем промышленность. В сфере услуг и сельского хозяйства рабочие места, как правило, более сезонные, с особенно высокими показателями временных и внебюджетных должностей. В южно-европейских странах туризм (и связанные с ним сферы услуг, такие как гостиницы и рестораны) обеспечивает более высокий источник занятости, чем у большинства их северных коллег. На долю туризма приходится примерно 12% всех занятых в Испании, это вторая по величине доля в Европейском Союзе после Мальты. Испания и Португалия пережили недавний туристический бум, частично вызванный политическими проблемами и проблемами безопасности в конкурирующих пунктах назначения в Средиземноморье. Большой сельскохозяйственный сектор в обеих странах также влияет на количество рабочих мест. Сельское хозяйство составляет около 7% занятости в Португалии и 4% в Испании, по сравнению с примерно 2% в таких странах, как Германия или Швеция, отмечают в Stratfor.
Между тем, последствия европейского экономического кризиса привели к сокращению зарплат. В Испании средняя заработная плата снизилась примерно на 3,5% в период между 2011 и 2014 годами. (С тех пор она немного восстановилась.) В Португалии средняя заработная плата с начала 2012 года оставалась на прежнем уровне. Недавние реформы в трудовом законодательстве проводились с целью сделать эти страны более конкурентоспособными. Как члены еврозоны Испания и Португалия не могут использовать девальвацию национальной валюты, чтобы восстановить конкурентоспособность в период кризиса. В результате, они решили принять меры по сокращению затрат на труд (процесс, известный как "внутренняя девальвация"). В Испании почасовая оплата труда выросла на 28% в период между 2004 и 2011 году и осталась неизменной в период между 2011 и 2015 годами. В Португалии затраты на рабочую силу в час выросли почти на 18% в период между 2004 и 2012 годами, но снизился на 0,7% в период между 2012 и 2015-м.
Обе страны сталкиваются с высокой безработицей среди молодежи, которая во время пика кризиса в Испании превышала 50% среди активного молодого населения (люди в возрасте до 24 лет, не студенты) и достигла около 40% в Португалии. В определенной степени эмиграция и финансовая поддержка членов семьи смягчили последствия высокого уровня безработицы среди молодых работников.
Возможно, более серьезной проблемой является долгосрочная безработица. Примерно половина безработных в Испании и Португалии больше года не работают. В целом, чем дольше люди находятся без работы, тем труднее им найти работу. Мотивация продолжать поиски работы тоже падает. Это предполагает, что даже если восстановление экономики будет консолидироваться в этих странах, темпы снижения уровня безработицы могут замедлиться в ближайшие годы.
Неправильные улучшения
В другой южной экономике – Греции структурные факторы и экономический кризис также способствовали росту безработицы. Но даже до кризиса наибольшая доля занятости приходилась на секторы с временными позициями: туризм, розничная торговля и сельское хозяйство. Тем временем производительность труда в части греческого промышленного сектора с трудоемкими и ресурсоемкими видами деятельности часто была ниже среднего показателя по ЕС.
Уровень безработицы в Греции сократился за последние пять лет, но и рабочая сила (то есть число людей, которые либо заняты, либо ищут работу) – это результат множества факторов, включая выход на пенсию, эмиграцию и тот факт, что безработные люди, которые перестают искать работу, не считаются частью рабочей силы. В четвертом квартале 2016 года, по данным Греческого бюро статистики, в Греции работало 3,64 млн человек, практически то же, что и годом ранее. Как и в Португалии и Испании, безработица в Греции колеблется сезонно: уровень занятости растет летом и уменьшается зимой. В то время как общее число людей, имеющих работу в Греции, увеличилось с 2015 до 2016 года, эта цифра все еще ниже, чем она была в 2012 году. Кроме того, официальная статистика, как правило, скрывает тот факт, что сотни тысяч греческих рабочих откликнулись на вакансии, где предлагалось ниже зарплата, деятельность по совместительству или временная занятость. По данным Евростата, доля вынужденной неполной занятости в Греции выросла с 45% до 72% за последнее десятилетие.
Как в Испании и Португалии, греческое правительство стремилось ограничить рост заработной платы в разгар экономического кризиса политикой. Согласно данным, собранным Организацией экономического сотрудничества и развития, средняя заработная плата в Греции снизилась на 20% в период между 2009 и 2015 годами. Между тем, затраты на оплату труда за час снизились на 15% с 2008 года. Греция является единственной страной еврозоны, где минимальная заработная плата сегодня ниже, чем десять лет назад. Но более широкие и глубокие реформы, направленные на повышение конкурентоспособности греческой экономики, включая модернизацию системы образования в стране, переход к дерегулированию в некоторых областях и ускорение процесса приватизации, были лишь частично введены. Повышение налогов и сокращение расходов, введенные во время трех программ спасения Греции, урезали внутреннее потребление и превратили рецессию в депрессию, говорится в докладе Stratfor.
Медленные отскоки
Италия демонстрирует другую тенденцию: безработица никогда не достигала уровня Греции, Испании или Португалии, однако и не снижалась, несмотря на усилия нескольких правительств. С 2012 года уровень безработицы постоянно колебался выше 11%. В отличие от Испании или Португалии, Италия не реагировала на кризис единым пакетом комплексных трудовых реформ, а вместо этого осуществила ряд меньших реформ, особенно во время правительств во главе с Марио Монти в 2012 и Маттео Ренци в 2014 году. Эти реформы направлены на ослабление защиты от увольнения постоянных работников и повышение защиты безработных.
Несмотря на реформы, темпы создания рабочих мест не оправдали государственных обещаний. По данным итальянского статистического бюро, в четвертом квартале 2016 года работало 22,8 млн итальянцев - это скромный рост по сравнению с цифрой в 22,4 млн четыре года назад. В то же время доля трудоспособного населения страны с рабочими местами выросла с 56,3% до 57,4%. Тем не менее многие люди не могут найти работу, которую они хотят. По данным Евростата, число итальянцев, работающих неполный рабочий день, увеличилось почти на 10% в период с 2002 по 2015 год, в то время как средний прирост в Европейском Союзе за этот период составил 4%. Из итальянцев, работающих неполный рабочий день, шесть из десяти предпочли бы иметь полную занятость. Это соотношение в 2007 году было меньше четырех из десяти.
Из-за слабого экономического роста в Италии нет гарантий создания рабочих мест, что является еще одним фактором, удерживающим высокие показатели безработицы. Экономика Италии вышла из рецессии в 2014 году и не превысила 1% годового роста.
Потенциальная угроза долгосрочному росту
Отсутствие безопасности на работе распространяется не только на южных членов еврозоны: страны в Центральной и Восточной Европе, такие как Польша и Болгария, также имеют высокие проценты временной занятости или рабочих мест с низкой заработной платой. И большое количество рабочих мест в богатых странах, таких как Соединенное Королевство и Австрия, предлагают такие условия занятости, как "нулевые часовые контракты", которые не гарантируют минимальных часов работы.
Но уровень безработицы в Южной Европе рос быстрее, поскольку кризис усилился. Высокий уровень безработицы и недостаточный экономический рост в этом регионе продемонстрировали хрупкость банковских секторов в нескольких странах, что поднимает вопрос об устойчивости их государственных и частных долгов и создает благодатную почву для появления антисистемных политических партий, которые могут угрожать выживанию еврозоны, говорится в докладе Stratfor.
Создание временных и нестандартных форм занятости является нормальным явлением на ранних этапах экономического подъема. Тем не менее со временем они могут сбить экономику, ограничив, например, пространство для роста внутреннего спроса. Кроме того, растущее неравенство в доходах подпитывает растущую социальную и политическую напряженность. Хотя показатели безработицы снижаются по всем направлениям, такие вопросы, как отсутствие гарантий занятости, низкая заработная плата, длительная безработица и незначительные возможности для профессиональной подготовки или карьерного роста, могут привести к ухудшению экономического подъема в Южной Европе.