Прошел год с тех пор, как первые ракеты атаковали украинские города в начале широкомасштабного вторжения российских войск. Именно столько времени первые беженцы находятся в Польше. Это в основном женщины с детьми. "Апостроф" пообщался с ними и узнал, как они приспособились к жизни в соседней стране. Также мы выяснили, как чувствует себя Польша после года интенсивной помощи вынужденным мигрантам из Украины.
Самая большая диаспора
В начале 2022 года в Польше проживало почти 2 миллиона украинцев. С началом войны эта цифра выросла в разы. По данным польских пограничников, после 24 февраля 2022 года более пяти миллионов украинцев пересекли польскую границу. По данным социологов, сегодня украинцы составляют 8% населения Польши.
Читайте: День начала великой войны: что было 24 февраля год назад
В конце 2022 года вице-президент Польского фонда развития Бартош Марчук сообщил следующие цифры о количестве граждан Украины, пересекших границу после 24 февраля, которые находятся на территории Польши.
"В настоящее время в Польше проживает 950 тысяч беженцев, летом эта цифра составляла 1,4 миллиона, согласно базе PESEL", - рассказал Бартош Марчук.
Общее количество украинских граждан, проживающих на территории Польши – 2.3 миллиона.
На официальный запрос в мэрию города Кракова (Urząd Miasta Krakowa) "Апострофу" ответили, что с первого апреля в Кракове находилось около 270 тысяч беженцев. Это около 20% всего населения Кракова. В мэрии также подтвердили, что количество прибывших после войны с тех пор уменьшилось, и сейчас речь идет о 120 тысячах украинцев, пересекших границу после войны.
Читайте: День длиной в год: воспоминания украинцев о событиях 24 февраля
"Значительная часть людей с опытом беженцев уехала из Кракова. Кто-то вернулся в Украину, кто-то уехал в другие страны или города Польши. Большинство украинцев, ныне находящихся в Кракове, трудоустроились", - рассказал "Апострофу" мэр Кракова Яцек Майхровский.
Что касается детей, то сейчас известно, что в польских школах учится 191 тысяча украинских учеников. Впрочем, по словам Министра образования и науки Пшемыслава Чарнека, Польша готова к большему количеству школьников из Украины – 400-500 тысяч.
Читайте: Я взял в руки автомат, чтобы мои дети никогда не видели войны – боец ВСУ Максим Степаненко
По словам Бартоша Марчука, около 60-70% украинских беженцев нашли себя на польском рынке труда.
"Никто ни у кого не отнимает работу, украинцы заполняют пробелы в вакансиях, которые предлагает польский рынок", - уверяет вице-президент Польского фонда развития.
История Марины из Херсона
Марина Примачок вместе с двумя дочерьми (4 и 10 лет) приехала из Херсона 7 марта.
"Три дня мы просто сидели в Херсоне и ждали, вдруг все закончится, - рассказывает Марина о первых днях российского вторжения. - Сестра уехала в первый день. Позвонила и сказала, что хотела возвращаться, но после того, как прорвали Антоновский мост, все поняли, что надежды нет. И мы уехали".
В Херсоне Марина с сестрой занимались дошкольной педагогикой и работали по методу Монтессори (педагогическая система на основе методов Марии Монтессори, считающихся прогрессивными в современном обществе). По словам Марины, сестра в Херсоне возглавляла детский садик, где работали по методу Монтессори и была знакома с директором такого же садика в Польше.
"Благодаря этой директорше у нас есть не только жилье, но и работа, - рассказывает Марина. - Сначала у нас была девочка из Мариуполя с синдромом Дауна. (Девочка с мамой впоследствии отправились в США). С августа нас приняли на полную ставку - работаю в группе как помощник воспитателя, няня".
В садик ходит младшая дочь Марины, которой сейчас исполнилось 5 лет. Женщина говорит, что у младшей дочери с адаптацией и овладением языком проблем не возникло. Старшая дочь – пятиклассница – и ей психологически было сложнее. Девочку удалось устроить в частной польской школе.
"Сначала она вообще не хотела туда идти. Не хотела учить язык, просилась обратно в Украину. Но польские дети потянулись к ней сразу. Все хотели с ней поговорить, куда-то приглашали, даже приносили подарки. Некоторое время дочь постоянно ходила с телефоном и переводчиком", – вспоминает Марина.
В ходе разговора Марина призналась, что еще до войны планировали с мужем уехать в Польшу, но муж "все откладывал".
"В Виннице поселился и работает. Он инженер, работает на мебельной фабрике", – говорит женщина.
На сакраментальный вопрос, планирует ли Марина с детьми возвращаться в Украину, отвечает, что не настроена.
"Дети мечтают вернуться, но я там перспектив не вижу, - признается Марина. - Сестра показывала видео, где разбомбили ее квартиру. А папа уехал сразу, когда попали в соседний дом".
История Оксаны из Киева
С первых секунд разговора Оксана Кушнир, прибывшая с 11-летним сыном 7 марта, сообщила, что они здесь временно. Есть однозначное желание вернуться в Украину сразу после победы.
"Я уехала, потому что у меня сыну 11 лет, и он должен иметь мирное безопасное детство, учиться в комфортной атмосфере, без воздушных тревог и риска, плюс это возможность изучать новую культуру", - объясняет Оксана "Апострофу".
"У меня не было проблем с адаптацией, потому что было четкое понимание, почему я здесь. Сразу был поиск точек опоры. Сразу встретилась с разными людьми в Кракове, со схожими ценностями и потребностями. В апреле мы уже проводили читательские клубы для украинских детей, мероприятия, на которых собирались украинские мамы с детьми. Мы продолжаем делать это по сегодняшний день. Бережем наши традиции, обычаи, язык, культуру", - рассказывает женщина.
Оксана работает фотокорреспондентом издания для украинцев. Впрочем, это тоже скорее не случайность, а следствие ее активности. Оксана сама написала в редакцию и поинтересовалась, не хотят ли они опубликовать ее фото с митинга.
"У меня не было времени на какую-то рефлексию или депрессию. Была задача помочь сыну в адаптации. Сразу записала сына в польский футбольный клуб, чтобы он через спорт смог преодолеть свои переживания, - делится Оксана. - Если не считать определенных эмоциональных переживаний, которые бывают каждый день, можно сказать, что адаптация состоялась, и ребенок приспосабливался. Я сейчас работаю в польской школе, помогаю украинским детям с адаптацией. Имею четкое понимание, что я делаю и для чего. Ищу точки опоры, чтобы не чувствовать бесцельного пребывания в чужой стране".
История Ольги из Киева
Ольга вместе с сыном – второклассником Львом, приехали в Польшу тоже в начале марта. В отличие от большинства украинцев решили рассмотреть для убежища не Варшаву или Краков, а менее известный город.
"Я понимала, что в Варшаве и Кракове будет много украинцев, и это большая нагрузка для городов. Но в маленьком городке меньше возможностей. Поэтому выбрала Познань. Это было довольно спонтанное решение. Я ничего не знала о Познани. Оказалось, это симпатичное и очень спокойный город", - делится впечатлениями женщина.
Ольга работает дистрибьютором косметики. Говорит, что продолжает деятельность в Польше и уже освоилась и даже имеет клиентов среди польского населения.
"Но большинство - это все-таки украинки, - признается Ольга. - Знакомилась в чатах городах, общалась с другими украинскими мамами, которые приводили детей в школу. Сын уже привык и польский знает неплохо, учит меня даже. Есть несколько контактов и с польскими салонами красоты".
Женщина говорит, что ей здесь нравится и поляки относятся к ней и сыну дружелюбно. Но все равно хотят домой и после победы планируют возвращаться.
"Сын быстро нашел себе друзей - поляков и украинцев. Но хочет домой и мечтает о возвращении в украинскую школу", - говорит Ольга "Апострофу".
Год позади. Что дальше?
В Кракове до сих пор функционируют различные центры, где украинцы могут получить помощь с жильем, питанием, первой необходимостью, юридической и психологической консультацией.
"В пунктах временного пребывания находится приблизительно 1000 человек в около 40 объектах для ночлега, финансируемых городом из средств центрального бюджета, - сообщают "Апострофу" в мэрии. - В Центре помощи Украине (Городской центр социальной помощи в Кракове, MOPS), в данный момент находится 358 человек, 13 из них - в охраняемых квартирах. В феврале добавилось еще две такие квартиры".
По словам мэра, в городе сейчас функционируют 15 центров, где украинцы могут бесплатно получить психологическую помощь. Помимо того, город взял под свое крыло украинских детей. А их мамы нашли работу в качестве педагогов в школах, которые работают с украинскими детьми.
"К концу года трудоустроились около 160 таких лиц", - говорит мэр Кракова, отмечая, что важную роль в этом сыграли и международные организации вроде ЮНИСЕФ.
Мэр отмечает, что Краков является многокультурным городом уже на протяжении веков, поэтому всегда был открыт для интеграции иностранцев. Еще в 2016 году городские инициативы основали интеграционную программу под названием "Открытый Краков", которая должна облегчить первые шаги новых жителей Кракова.
"С этой целью, в сотрудничестве с неправительственными организациями проводим разные проекты - поддерживаем курсы польского языка, переводим на украинский язык официальные процедуры, трудоустроив несколько десятков украинцев. Заботимся и о досуге - прежде всего детей", - рассказывает городской голова Яцек Майхровский.
При дальнейшей эскалации конфликта в Украине и новой волне беженцев - город готов и дальше реагировать на ситуацию и действовать так, как того требует ситуация. То есть в рамках сотрудничества городов и стран Европы.