В рамках публикации результатов расследования Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) появилась информация о том, как Алексей Крапивин, сын близкого соратника бывшего главы ОАО "РЖД" Владимира Якунина, построил бизнес-империю на подрядах российской госмонополии.
Данные про Крапивина публикует "Новая Газета".
Согласно информации, под контролем бизнес-империи Крапивина находятся сотни миллиардов государственных денег, которые Россия выделяет на железные дороги.
"Документы из базы Mossack Fonseca (MF) свидетельствуют, что Алексей Крапивин контролирует крупнейшего подрядчика самой дорогой и масштабной стройки современности — реконструкции БАМа. Компании, близкие Крапивину, также участвуют в сделках, связанных с крупным партнером "РЖД", глобальным игроком транспортного рынка — "Бомбардье транспортейшн". Семья Крапивиных играла важную роль в бизнесе "РЖД" с момента, когда президентом госкомпании стал давний знакомый Крапивина-старшего Владимир Якунин, то есть с 2005 года. Но о масштабах его бизнеса на госзакупках стало известно не так давно. Андрей Крапивин всегда был непубличным бизнесменом. Он никогда не общался с журналистами, не посещал светских мероприятий, его фотографий не найдешь в открытом доступе. Более того: в тендерах "РЖД" он предпочитал участвовать через технические компании, а крупными активами в России владеть через офшоры. По информации некоторых СМИ, в 2015 году Андрей Крапивин умер в Швейцарии, и бизнес отошел его сыну Алексею", — пишет издание.
По данным журналистов, Крапивин-младший с давних пор участвует в бизнес-проектах отца. Файлы из базы MF показывают часть бизнес-империи Крапивиных, скрытую в офшорах. Они не дают полного представления о разветвленной сети их компаний, но могут помочь составить представление, на какого рода сделках делают состояние близкие друзья бывшего главы "РЖД" Владимира Якунина.
В 2014 году агентство Reuters получило информацию о банковских счетах нескольких сотен компаний, которые с 2007 по 2010 год получали миллиарды рублей от "РЖД" по государственным контрактам. Эти компании не вели работ по тендерам, часть средств уходила в офшоры, другая — российским фирмам с признаками "однодневок", и только остаток перечислялся реальным подрядчикам, которые, собственно, и выполняли работы для "РЖД".
"Документы передал российский банкир Герман Горбунцов, который сбежал из России после конфликта со своими бизнес-партнерами. Он утверждал, что за всеми этими компаниями стояла одна группа людей во главе с Андреем Крапивиным. Расследование Reuters показало, что большинство этих компаний, действительно, выигрывало тендеры «РЖД» на миллиарды рублей, при этом большинство фирм невозможно найти по юридическим адресам, а истинные владельцы скрывают свое участие за подставными директорами, не имеющими никакого представления о деятельности компаний. Один из формальных учредителей подтвердил, что фактическим владельцем компании был Андрей Крапивин", — объясняет автор.
Кроме того, в том же году "Слон" провел анализ всех тендеров, размещенных на сайте «РЖД» за 2012 и 2013 годы. По расчетам издания, только за два года компании Крапивина и его ближайших бизнес-партнеров могли получить от госмонополии 200 млрд рублей. Документы "Новой газеты" свидетельствуют о связи Крапивина как минимум с 11 компаниями из Панамы, Британских Виргинских островов и американского штата Делавер.
"О деятельности некоторых из них неизвестно ничего — например, не ясно, какую деятельность ведут компании, зарегистрированные в Соединенных Штатах. Но есть среди компаний Крапивина и те, которые работают с крупнейшими глобальными корпорациями. "Бомбардье транспортейшн" — мировой гигант в производстве поездов и самолетов. Компания торгуется на фондовой бирже Торонто. Как многие мировые корпорации, она гордится своими высокими стандартами в области этики. Компания не только присоединилась к "Глобальному соглашению ООН", требующему от мировых корпораций особого внимания к вопросам экологии, соблюдению прав человека и борьбы с коррупцией, но и разработала свой этический код для поставщиков — предполагается, что партнерами компании могут стать только те, кто разделяет ценности "Бомбардье", — продолжает автор в материале.
В статье идет речь о том, что "в России ценности "Бомбардье" подвергаются серьезному испытанию". По информации "Новой", российская "дочка" мирового гиганта заключает сомнительные сделки с офшорами, связанными с Алексеем Крапивиным. Корпорация поставляет для российских железных дорог систему микропроцессорной централизации стрелок и сигналов Ebilock-950. Компания пришла в Россию в конце 90-х годов. К тому времени отечественные разработки в области систем автоматики серьезно проигрывали зарубежным аналогам.
"Министерство путей сообщения искало партнера, который станет не просто поставлять микропроцессоры, но и будет готов инвестировать в российское производство систем автоматического управления движением. Таким партнером и стала "Бомбардье". В 1996 году было создано совместное предприятие "РЖД" и канадской компании — "Бомбардье транспортейшн (Сигнал)", реальным учредителем со стороны зарубежного партнера выступило шведское отделение "Бомбардье", главный разработчик Ebilock. За последние 15 лет совместная российско-шведская компания оборудовала этими системами 150 станций железных дорог в России. Она также работает во многих странах на постсоветском пространстве", — говорится в материале.
Таким образом, производство Ebilock постепенно переносят в Россию, в 2011 году компания выкупила 50-процентную долю в фирме "Элтеза", которая владеет пятью заводами по производству железнодорожной автоматики. Тем не менее часть оборудования российская компания все еще импортирует. Путь этого оборудования из Швеции в Россию почему-то проходит через Британские Виргинские острова и Великобританию.
"Изучая документы, связанные с компанией Крапивина Rambo Management, "Новая газета" наткнулась на интересный контракт, заключенный между Rambo и британской компанией Multiserv Overseas Ltd. Офшор Крапивина продавал Multiserv оборудование Ebilock-950 производства "Бомбардье транспортейшн". Mutliserv же должен был поставить его на 13 станций железной дороги в Азербайджане, ведущей из Баку к грузинской границе. В 2013 году правительство Азербайджана провело тендер на обновление систем автоматизации на этом участке железной дороги. Подряд на общую сумму 288 млн долларов выиграл консорциум во главе с "Бомбардье транспортейшн". Работы на участке вела российская "Бомбардье транспортейшн", используя шведское оборудование. Получается, что шведское отделение "Бомбардье" поставляло оборудование своей же дочерней компании как минимум через две офшорные "прокладки", — пишет издание.
По имеющейся информации, Multiserv была зарегистрирована в Лондоне в 2010 году. Есть только один факт, связывающий эту маленькую британскую компанию, конечные собственники которой находятся в офшорах, с железными дорогами России. Первым директором компании выступил Юрий Ободовский — один из ключевых партнеров семьи Крапивиных.
"Есть основания полагать, что оборудование Ebilock-950 поступает по такому же ломаному пути и в Россию. Так, согласно информации, полученной "Новой газетой", с 2012 по 2014 год российская "Бомбардье транспортейшн (Сигнал)" закупила у британской Multiserv Overseas Ltd оборудование микропроцессорной централизации Ebilock-950 на десятки млн евро. Еще сотни тысяч евро заплатило в пользу Multiserv "Элтеза" — "дочка" русского "Бомбардье". Получается, что шведское отделение "Бомбардье" поставляло оборудование своей же дочерней компании как минимум через две офшорные "прокладки", — подытожил автор.
В компании "Бомбардье транспортейшн (Сигнал)" заявили, что вся информация по поставкам Ebilock у них под рукой. Однако вскоре пришло официальное письмо компании: они не смогут подготовить ответ и в течение 7 дней, как того требует закон.
Журналисты настаивают на том, что большинство других офшорных компаний Крапивин использует как источник для финансирования разных проектов: они выдают кредиты различным кипрским структурам, в том числе для приобретения активов в России. Кредиты — не коммерческие: проценты по ним невысокие, заемщик не должен выплачивать сумму кредита ежемесячно, условия выдачи постоянно пересматриваются — сроки возврата переносятся, проценты снижаются.
"Такая активность в целом характерна для офшорных компаний, занимающихся отмыванием денег. Они используют множество аккаунтов, чтобы правоохранительным органам было сложнее проследить движение средств, — говорит Дэниель Ривз, проработавший 35 лет в налоговой службе США, расследуя дела, связанные с офшорами, налоговыми преступлениями и отмыванием денег. — Ты преодолел один уровень секретности, раскрыв конечного владельца компании, но тебе тут же приходится иметь дело со следующим".
Перемещение денежных средств из одного "кармана" в другой характерно для большинства компаний Крапивина — с 2012 по 2015 год через них прошло более двухсот тысяч долларов.
Инфографика: Новая Газета
Исследователи обратили внимание на один любопытный кредит: в мае 2014 года компания Gordox выдала 100,5 млн долларов другой компании с Виргинских островов на покупку кипрской структуры Sterema. Примерно с того же времени Sterema владеет контрольным пакетом в крупной российской строительной компании "Бамстроймеханизация", одного из главных подрядчиков "стройки века" Владимира Якунина — реконструкции БАМа.
В 2013 году президент России Владимир Путин одобрил план крупнейшей стройки "РЖД" — реконструкцию Байкало-Амурской магистрали и Транссиба. Это один из самых грандиозных проектов, инициированных Владимиром Якуниным. Общая стоимость стройки — 562 млрд рублей, а если прибавить к этому дополнительные работы по реконструкции Восточного полигона, выходит более 1 триллиона рублей расходов. Почти Все деньги поступают из бюджета.
В 2014 году ОАО "РЖД" провело тендеры на определение подрядчиков по основной части работ. Крупнейший лот в истории "РЖД" выиграл консорциум во главе с управляющей компанией "Бамстроймеханизация", основную часть работ должно провести акционерное общество с таким же названием.
ПАО "Бамстроймеханизация" долгое время принадлежало основателю, Василию Тарасенко, но прямо накануне участия в крупнейшем конкурсе "РЖД" сменило собственников. Сейчас конечный владелец строительного предприятия, получающего миллиарды из госбюджета, скрыт в офшорах.
Контрольный пакет акций находится у кипрской компании Sterema Limited, которая, в свою очередь, принадлежит компании Evling business Inc, зарегистрированной на Британских виргинских островах. О конечном собственнике ничего не известно, но, согласно документам, имеющимся в распоряжении "Новой газеты", деньги на покупку российского предприятия Evling получил от компании Крапивина-младшего. Крапивин имеет отношение и к нескольким другим компаниям, контролирующим подрядчиков крупнейшей стройки "РЖД".
"На самом деле участие Крапивина в строительства БАМа может быть и более масштабным. Так подряды получили еще две структуры ("Энергомонтаж" и "Транстроймонтаж"), владельцами которых выступают кипрские компании. В разное время Крапивин выступал конечным собственником почти каждой из них. Но потом владение ушло в более закрытые юрисдикции — на Британские острова, на Белиз или на Панаму. В документах, полученных "Новой газетой", конечные собственники этих компаний не прослеживаются", — подчеркнули журналисты.
"Новая газета" участвует в начавшейся 3 апреля публикации материалов по документам панамской юридической фирмы.
Как сообщал "Апостроф", сегодня из-за скандала с офшорами подал в отставку премьер-министр Исландии.
Напомним, журналист Иван Яковина считает, что в связи со скандалом вокруг офшоров президента РФ Владимира Путина Вашингтон получил возможность серьезного влияния на Кремль.