Во вторник, 11 февраля, Верховная Рада приняла законопроект, разрешающий "Энергоатому" достройку двух энергоблоков на Хмельницкой АЭС. Этот шаг предполагает закупку оборудования в Болгарии и разблокировку строительных работ в Нетишине. Предыдущие попытки принять подобный закон терпели неудачу.
Документ поддержали 269 народных депутатов, передает BBC.
Оппозиция подвергла критике способ принятия закона. Депутаты обвиняют правительство в нарушении парламентского регламента и сомнительных схемах внесения поправок в законопроект.
Хотя в законе не указана точная сумма контракта, парламент Болгарии уже одобрил переговоры по продаже оборудования на сумму не менее 600 млн евро.
Президент Украины поддержал принятый законопроект, и теперь он нуждается только в его подписи для вступления в силу. Власти утверждают, что достройка энергоблоков необходима для увеличения генерации электроэнергии из-за российских атак на энергетическую инфраструктуру. Критики отмечают, что использование российских реакторов, полученных Болгарией от РФ, может оказаться нецелесообразным. В то же время, правительство настаивает на том, что большая часть оборудования была изготовлена именно в Украине.
Строительство энергоблоков в Нетишине началось еще несколько десятилетий назад, но было приостановлено. Третий энергоблок готов на 75-80%, четвертый – на 25-30%. Министр энергетики Герман Галущенко заявлял, что достройка позволит добавить в энергосистему 2,2 ГВт мощности. Ориентировочный срок завершения строительства третьего блока – 2,5-3 года, а четвертого – до 4 лет. Эксперты сомневаются в реалистичности заявленных сроков строительства, указывая на то, что такие проекты могут занять 10-12 лет, а не 3-4, как заявляет правительство.
Посол ЕС в Украине Катарина Матернова сообщила, что Евросоюз не участвует в финансировании этого проекта. Она также отметила, что ЕС не поддерживал строительство новых ядерных реакторов в Украине.
Ранее журналист Юрий Николов обращал внимание, что покупка в Болгарии российских атомных блоков обойдется Украине не в 600 млн., а в 1,1 млрд . долларов. Это почти в два раза выше покупной цены. При этом велик риск коррупции.