Для возрождения украинского судостроения необходимо страхование и гарантирование экспортных контрактов, создание экспортно-кредитного агентства, частичная компенсация процентных ставок, а также налоговые стимулы для производителей и снятие налогов с промышленных инвестиций.
К такому мнению пришли народные депутаты Украины, производители и представители отраслевых ассоциаций по результатам проведенного под эгидой Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства парламентского круглого стола "Развитие судостроения в Украине".
Так, развивать внутренний спрос на судостроение в Украине можно за счет повышения привлекательности перевозок рекой.
По словам гендиректора ООО "Смарт Мэритайм Групп" Василия Федина, на возглавляемом им производстве, включающем Херсонский и Черноморский судостроительные заводы, к 2013 году за 10 лет построили более 40 полнокомплектных судов. Однако с 2014 года объемы производства упали с 100 млн долларов в год до примерно 15 млн.
Среди причин потери Украиной значительной части экспорта, в т.ч. продукции судостроения, Василий Федин называет две основные - страх иностранных заказчиков осуществлять заказ судов в Украине и тот факт, что при низкой заработной плате в Европе себестоимость судостроения в Украине выходит намного выше, чем в Европе, и выше, чем в Азии.
Федин считает, что виной тому, в первую очередь, является слабая кредитная политика.
"Стоимость танкера 40 млн долларов - беру эти деньги в кредит, н-р, под 12%. Металл и оборудование необходимо приобрести сразу. За 2 года строительства приходится уплатить 8 млн долларов банку. Норвежская же компания получает кредит в 3% от экспортно-кредитного агентства и платит 250 тыс. долларов за время строительства. В результате тендер получают норвежцы", - объясняет производитель.
В свою очередь, член Комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений Андрей Вадатурский заявил, что в Украины не было и нет стратегии развития внутренних водных путей.
Поэтому, в первую очередь, нардеп предложил сделать перевозки по реке привлекательными и устранить дискриминацию в отношении автодорог.
"Сейчас, если отгружаешь товар рекой - платишь акцизный сбор на топливо. Сегодня река финансирует автомобильные дороги - такого нет нигде в мире", - пояснил парламентарий.
При этом отдельным моментом была отмечена важность строительства судов именно на украинских заводах. Свои предложения нардеп раскрыл через готовые законопроекты, которыми предусматривается отмена платы за прохождение шлюзов и мостов, отсутствие речных сборов, финансирование реки за счет АМП, осуществление регистрации судов по документам за часы.
Председатель Комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк сообщил, что сейчас усилиями парламентского промышленного лобби удалось внедрить ряд инициатив в пользу украинской промышленности и, в частности, судостроения.
Так, уже намечена дорожная карта дальнейших шагов. В частности, в ближайшие месяцы должно заработать экспортно-кредитное агентство (ЭКА).
"Это дешевые кредиты, необходимое финансирование для производителей, а, следовательно, возможность выигрывать тендеры за рубежом", - сказал нардеп.
Галасюк добавил, что на следующей сессионной неделе в парламент будет внесен законопроект по новой формуле госзакупок "Покупай Украинское - платы Украинцам", который создаст преимущества для производителей, использующих отечественное сырье, труд, энергию - то есть производителям с высоким уровнем локализации производства.
"Украинские производители будут законно выигрывать тендеры - для того, чтобы мы покупали продукцию собственного, а не импортного производства. Новая модель госзакупок будет полностью соответствовать условиям Соглашения ВТО и усилит украинскую промышленность", - отметил нардеп.