Комитет Верховной Рады по вопросам транспорта разработал пакет законопроектов, призванных улучшить ситуацию на украинских дорогах. Среди наиболее интересных новаций – инициатива создания специального Нацагентства, которое взялось бы координировать работу всех структур и ведомств в сфере безопасности. В комитете убеждены: только так можно установить единый подход к проблеме на государственному уровне.
На практике это означало бы, что государство действует сразу в нескольких направлениях, комплексно, рассказал в интервью "Обозревателю" глава Комитета Ярослав Дубневич. Пока же таких слаженных действий нет.
"Мы как комитет постоянно изучаем ситуацию и должны отметить: корень проблемы в том, что со стороны государства нет комплексного подхода к ее решению. Сегодня мы имеем разбалансированную систему управления безопасностью дорожного движения. За ликвидацией ГАИ (которая согласно закону о "Дорожном движении" отвечала непосредственно за безопасность движения) должен был появиться новый соответствующий орган. Его сейчас нет. Были отменены документы по учету ДТП, следовательно – пока не ведется официальной статистики дорожно-транспортных происшествий на дорогах. Затем – у нас нет официальных данных о количестве ДТП. Нельзя сделать хоть какой-то профессиональный анализ", - сказал нардеп.
По его словам, на ДТП влияют три основных фактора: человеческий фактор (превышение скорости, несоблюдение правил, переутомление или пьянство за рулем и т.д.), дорожный фактор (в частности, дорожная инфраструктура, которая в большинстве случаев запущенна и опасна) и состояние подвижного состава.
Дубневич предлагает сделать пять шагов в решении проблемы.
Первый – построить по всей стране такую дорожную инфраструктуру (переходы, освещение, отбойники), которая сделает невозможным нарушение ПДД как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов.
Второй – внести в школьное расписание урок по ПДД.
Третий – реформировать автошколы и систему выдачи прав.
Для злостных нарушителей добиться неотвратимости наказания при высоких штрафах. При этом каждого отслеживать с помощью системы видеонаблюдения (закон о которой принят уже два года назад, но все еще не работает. Это четвертый шаг.
И наконец – ужесточить контроль за состоянием транспорта на дорогах, так как изношенность подвижного состава вызывает тревогу, средний его возраст – 19, 5 года, напоминает нардеп.
Транспортный Комитет создал рабочую группу, которая с прошлого года работает над дорожным законодательством по безопасности. В частности – над законопроектом о создании специального Нацагентства, которое и призвано координировать все эти шаги, говорит Дубневич.
Также создан проект нового закона о дорожном движении и его безопасности. Есть и другие, не менее важные инициативы в сфере ПДД (относительно страхования на транспорте, усиления ответственности участников дорожного движения, повышения безопасности на автомобильных дорогах, принятия мер по безопасной перевозке детей в автотранспортных средствах и др.).
"Считаю, что поддержка этих инициатив со стороны парламента позволит создать качественную законодательную базу в данной сфере", - считает нардеп.
В этом году впервые на вопросы по безопасности движения выделены средства из бюджета: более 2,6 млрд грн. Это стало возможным благодаря тому, что заработал закон о Дорожном фонде (именно оттуда выделяются деньги). На безопасности нельзя экономить. Но средства должны быть использованы максимально результативно, подчеркивает Дубневич.
При этом, по его словам, Нацагентство не должно иметь доступа к деньгам.
"Это государственный орган, который решает вопросы государственного уровня: формирует государственную политику безопасности, обеспечивает нормативную базу для ее реализации… А воплощать эту политику на практике призваны соответствующие министерства, Нацполиция, государственная служба по безопасности движения, общественность и тому подобное",-- разъяснил политик.