Переход АО "Укрзализныця" на практику заключения долгосрочных договоров с поставщиками товаров и услуг позволит государственной ж/д компании выставлять свои условия.
Такое мнение в комментарии ЦТС высказал Алексей Ижак, директор Центра анализа и прогнозирования.
"Если УЗ заключает долгосрочный контракт с поставщиком того или иного товара, то это не значит автоматической покупки всего законтрактованного объема. По сути, это можно назвать меморандумом о намерениях или рамочным договором, которые, в свою очередь, регулируются допсоглашениями", - отметил он.
Эксперт напомнил, что в 2019 году "Укрзализныця", заключив контракт с Крюковским вагоностроительным заводом на поставку пяти дизель-поездов, просто отказалась выкупать продукцию.
"Свою позицию железнодорожники мотивировали тем, что у них нет средств на покупку поездов в данный момент. То есть, таким образом, УЗ может гибко подходить к закупкам любых товаров и заказывать их при потребности", - пояснил Ижак.
Кроме того, по его словам, "длинный контракт" с дополнительными соглашениями позволят "Укрзализныце" управлять ценой закупки.
"Недавний пример. В мае УЗ закупила 6 тыс т дизтоплива по рамочному соглашению, которое было заключено в апреле, сэкономив более 9 млн грн. Как это работает? Закупщики перед отгрузкой выходят на поставщиков "горючего" и выторговывают цену ниже среднерыночной", - говорит директор Центра анализа и прогнозирования.
Алексей Ижак отметил, что подобная практика долгосрочных договоров является нормой для всех европейских железных дорог.
"По сути, такая бюрократическая махина, как "Укрзализныця", переходит на прозрачные, мировые стандарты корпоративного управления. Образно говоря, руководство УЗ на правильном пути", - констатировал эксперт.
В начале июня "Укрзализныця" заявила, что начала внедрять практику долгосрочных договоров на критическую продукцию, в частности, колеса, бандажи, тормозные колодки и т.д.