Экспортные грузопотоки фактически достигли довоенного уровня, поэтому сейчас Укрзализныця может не только наращивать объемы перевозок, но и конкурировать с рынком автоперевозок, если снизит тарифы на перевозку грузов. Об этом заявил директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк, комментируя инициативу руководства УЗ "гармонизировать" тарифы, что приведет к их повышению.
"Поднятие тарифов на 70% (состоявшееся в июле 2022) было вынужденной мерой, которая помогла стабилизировать финансовое состояние Укрзализныци на фоне критического падения грузопотоков под влиянием войны. Но мы видим сейчас, что экспортные грузопотоки фактически достигают довоенного уровня. Более того: мы видим что Укрзализныця демонстрирует положительную финансовую ситуацию. Поэтому я не вижу оснований для того, чтобы эта ситуация изменилась", - говорит эксперт.
Вместо этого, по его словам, компанию ожидает дальнейшее увеличение грузопотока – в частности, аграрной продукции, что тоже положительно повлияет на ее финансовое состояние. Поэтому следует задуматься о дальнейшем снижении грузовых тарифов для расширения клиентской базы.
"Укрзализныце сейчас, учитывая ситуацию, которая наблюдается в автотранспорте, было бы интересно рассмотреть варианты снижения тарифов — так, как они это сделали с отгрузками аграрных грузов с прифронтовых территорий. Это позволило бы стимулировать грузопоток и отвоевать какую-то долю рынка у автомобильных перевозок. Это был бы целесообразный ход", - подчеркнул Вовк.
По словам эксперта, сейчас важной государственной задачей является стимулирование грузопотоков – для того чтобы стимулировать таким образом и бизнес, и перевозки. Это даст компании еще больше – учитывая, что расходы компании пока не должны расти.
"Стоимость на основные статьи расходов Укрзализныци плюс-минус стабильна. Да, есть проблемы с электроснабжением, но это касается абсолютно всей экономики. Более того: Укрзализныця как раз активно работает над тем, чтобы решить этот вопрос через альтернативные источники поставки электроэнергии. А грузопоток точно имеет тенденцию к росту", – резюмировал Вовк.
Напомним, глава УЗ Евгений Лященко заявил, что компания намерена "гармонизировать" тариф на грузовые перевозки. В результате этого, как ожидается, издержки промышленности возрастут минимум на 7-10%. Бизнес-ассоциации выступили против этой инициативы: там напомнили, что в 2022 году УЗ повысила тарифы на грузовые перевозки на рекордные 70%, а значит сейчас компания может даже снизить эти тарифы, ведь объемы перевозок по сравнению с 2022 годом беспрецедентно выросли.