Повышение тарифов «Укрзализныци» на 37% в условиях военного положения – это шаг в неправильном направлении. Государство должно поддерживать экономику, сохранять дороги и стимулировать бизнес оставаться на железной дороге. В противном случае мы рискуем потерять инфраструктуру, а также доверие граждан к государственным решениям.
Об этом заявил председатель Федерации работодателей транспорта Украины, первый министр транспорта Украины Орест Климпуш.
«Украина находится в сложном периоде, когда каждое действие государственных предприятий должно учитывать экономическую реальность, интересы бизнеса и общества. В таких условиях решение "Укрзализныци" повысить грузовые тарифы выглядит не только необоснованным, но и опасным для всей транспортной системы страны. Последствия этого шага выйдут далеко за пределы железнодорожной отрасли, коснувшись всей экономики, дорожной инфраструктуры и качества жизни граждан», - заявил Климпуш.
Он обратил внимание, что Украина уже сейчас сталкивается с масштабными проблемами в содержании автодорог. Грузовладельцы, которые не могут позволить себе железнодорожные перевозки из-за высоких тарифов, переходят на автотранспорт. Это создает дополнительную нагрузку на дороги, не рассчитанные на массовое движение тяжеловесных грузовиков, и разрушает покрытие, в которое уже были вложены государственные средства.
«Некоторые недобросовестные перевозчики, пользуясь повышенным спросом, иногда существенно превышают установленные в Украине европейские нормы нагрузок автомобилей: имели место случаи, когда перевозчики превышали максимально разрешенную норму более чем на 54%! Следовательно, износ дорожного покрытия ускоряется, а перегруженные транспортные средства создают трещины, выбоины и деформации, требующие срочного ремонта», - подчеркнул глава ФРТУ.
Он напомнил, что в 2024 году Кабмин выделил Агентству восстановления и развития инфраструктуры 17,1 млрд. гривен по программе «Развитие сети и содержание автомобильных дорог общего пользования государственного значения». То есть, ежегодно государство тратит миллиарды гривен на восстановление дорог. Но рост количества грузовиков, в том числе перегруженных, делает эти затраты бесполезными.
«Если «Укрзализныця» продолжит повышать тарифы, а Министерство — поддерживать такие необдуманные решения, объемы грузов, которые будут идти по дорогам, значительно возрастут, а с ними – и расходы государства на ремонт инфраструктуры. Министр должен понимать: если не изменить подход к тарифной политике на железной дороге, мы будем вынуждены тратить миллиарды гривен на ремонт дорог, которые ежедневно разрушаются тяжеловесными грузовиками. Отсутствие продуманных решений со стороны министерства вызывает разочарование в обществе, ведь миллиарды, вложенные в ремонт дорог фактически уничтожаются из-за перегрузки грузовиками», — отметил Климпуш.
Он также подчеркнул, что в странах ЕС железнодорожный транспорт является основой грузовой логистики: он считается экономическим, экологичным и долговечным. Европейские правительства активно поддерживают железные дороги: вводят тарифные льготы, модернизируют логистические узлы и жестко контролируют перегрузку грузовиков, защищая автодороги. Украина должна перенимать этот опыт, а не заставлять грузовладельцев переходить на дороги, уверен эксперт.