Повышение налогов, новые способы контроля доходов граждан, отказ от борьбы со "скрутками" и контрабандой, рост стоимости внешних займов - основные перспективы для бизнеса и граждан Украины в 2022 году, исходя из заявлений министра финансов Сергея Марченко.
Об этом говорится в материале "Апострофа".
Падение экономики в Минфине готовятся оправдывать замедлением темпов роста Китая, а недофинансирование дефицита бюджета - сложностями в переговорах с МВФ, считают авторы материала.
После принятия бюджета-2022, министр финансов Сергей Марченко стал раздавать интервью, из которых ясно, что перспективы экономики "не так радужны, как их показывают в презентациях правительственные структуры".
Так, Марченко отказывается обсуждать инициативы, связанные с понижением налогового давления на граждан и бизнес: "дискутируемые реформы от уменьшения ставок НДС, объединения НДФЛ с ЕСВ до введения налога на выведенный капитал и так далее - они все влекут существенные фискальные риски", - заявлял Марченко. Это может обозначать, что Минфин не планирует борьбу со схемами НДС.
Также из риторики Марченко становится понятно, что основной курс Минфина - увеличение налогового бремени. В частности, министр "сожалеет", что из финальной версии законопроекта 5600 убрали повышение налогов для застройщиков (что должно было привести к удорожанию недвижимости на 15-20%). То, что он называет "схемами" при строительстве жилья, могло бы принести в бюджет максимум 3 млрд грн.
Усиления давления, вероятно, стоит ждать и физлицам-предпринимателям, ведь Марченко продолжает обвинять их в торговле контрабандой. Но с товарной контрабандой, которая является основным фактором недобора платежей по таможне (до 50 млрд грн в год) – "бороться не собираются".
Сенсацией для граждан стало заявление о готовности Минфина проверить доходы граждан с 1995 года. Это заявление раскритиковали юристы, ведь максимальная исковая давность составляет 10 лет, а доначисление налогов может происходить за последние три года. При этом закон о косвенных методах проверки доходов не может иметь обратной силы и должен касаться только новых приобретений, а не старых доходов. Даже если инициатива провалится – Минфин, очевидно, ищет способ "обилетить" обычных граждан.
Объемы займов также Минфин не собирается снижать. Последние займы он брал на внутреннем рынке под 16% годовых. Если прибавить рост цен на продовольствие, сворачивание международных программ поддержки - задача по выходу на внешние рынки будет казаться невыполнимой. Минфин рассчитывает на помощь Международного валютного фонда, чтобы получить $2,2 млрд (60 млрд грн).
"На повестке дня останутся высокие тарифы на коммуналку, возможный отказ от упрощенной системы налогообложения, приватизация госбанков, отказ от понижения налогов и "пенсионная реформа", которая рискует превратиться в "пирамиду ОВГЗ". Ведь основные средства, вырученные от граждан в качестве их персональных взносов, похоже, будут направлены на покупку ценных бумаг правительства. К чему это привело, известно из примера Казахстана, где часть сбережений граждан разграбила местная элита", - пишет автор.
Министр Марченко тем временем называет перечисленные проблемы "возможностями для украинской экономики", не планируя при этом минимизировать риски и угрозы.