RU  UA  EN

воскресенье, 22 декабря
  • НБУ:USD 41.55
  • НБУ:EUR 43.25
НБУ:USD  41.55
Общество

Три орешка от Минфина

Чего ждать от Министерства финансов в 2022 году, исходя из последних заявлений министра Сергея Марченко

Чего ждать от Министерства финансов в 2022 году, исходя из последних заявлений министра Сергея Марченко Фото: Апостроф / Коллаж

Дальнейшее повышение налогов, новые способы контроля доходов граждан, фактический отказ от полноценной борьбы со "скрутками" и контрабандой на таможне, рост стоимости внешних займов для будущих поколений. Это основные перспективы для бизнеса и граждан на 2022 год. Во всяком случае, такой вывод можно сделать из заявлений, которые озвучил министр финансов Сергей Марченко в нескольких последних интервью. Ожидаемое падение экономики уже планируют оправдывать замедлением темпов роста Китая, а недофинансирование дефицита бюджета - сложностями в переговорах с МВФ.

Во время бюджетного процесса и после принятия главного финансового документа страны на будущий год, министр финансов Сергей Марченко стал активно раздавать интервью украинским СМИ. За несколько недель он успел обстоятельно пообщаться с "Новым временем" и экс-нардепом Сергеем Лещенко на "24 канале", а также опубликовать "программную" колонку о трендах будущего года на "Экономической правде". Между строк этих и других "посланий" министра становится понятно, что реальные перспективы 2022 года не так радужны, как их показывают в официальных презентациях правительственные структуры, в том числе и сам Минфин.

Налоги только повышать

В первую очередь, Марченко явно отказывается обсуждать какие-либо инициативы, связанные с понижением налогового давления на граждан и бизнес. "Я не считаю сегодня возможным проведение радикальной налоговой реформы. Мы себе этого просто не можем позволить, потому что любые дискутируемые сейчас реформы от уменьшения ставок НДС, объединения НДФЛ с ЕСВ до введения налога на выведенный капитал и так далее - они все влекут существенные фискальные риски", - заявил Марченко.

В переводе на простой язык это означает, что Минфин в целом устраивает сегодняшняя ситуация со схемами вокруг налога на добавленную стоимость, в частности, многочисленные факты "скруток", к которым нередко причастны высшие должностные лица налоговых органов.

Более того, из риторики Марченко становится понятно, что основной курс Минфина - как, к слову, и налогового комитета Рады - это увеличение налогового бремени. В частности, министр "сожалеет", что из финальной версии скандального законопроекта 5600 убрали повышение налогов для застройщиков (что должно было привести к удорожанию недвижимости на 15-20%). "Не дожали", - сетует глава ведомства. При этом, по его же расчетам, то, что он называет "схемами" при строительстве жилья, могло бы принести в бюджет максимум 3 млрд грн. Обвалив и без того перегретый рынок недвижимости. О намерении подготовить такой законопроект заявил и глава налогового комитета Даниил Гетманцев.

Дальнейшего усиления давления, судя по всему, стоит ждать и физлицам-предпринимателям. Традиционно Марченко обвиняет в протестах против фискализации предпринимателей, которые торгуют контрабандой. Однако то, что по факту повсеместное внедрение кассовых аппаратов касается самых незащищенных мелких торговцев - министра, судя по всему, не слишком беспокоит.

Карманы вывернут

При этом с крупной товарной контрабандой, которая является основным фактором риска и ежегодного недобора платежей по таможне (оценка Гетманцева - 50 млрд грн. в год) - полноценно бороться, похоже, не собираются. Несмотря на то, что сам Марченко считает, что таможня "недорабатывает", никаких радикальных мер принимать он не собирается: сетования о необходимости повышения зарплат таможенникам и закупки новых сканеров кочуют из интервью в интервью, но так и не наполняются реальным смыслом.

Что касается обычных граждан, то здесь, безусловно, главной сенсацией стало заявление о готовности Минфина с помощью налоговых органов перепроверить доходы граждан с 1995 года. Это заявление вызвало бурю эмоций у юристов, основные аргументы, почему это не сработает, сводятся к тому, что максимальная исковая давность может составлять 10 лет, а доначисление налогов может происходить за последние три года.

При этом закон о косвенных методах проверки доходов не может иметь обратной силы и должен касаться только новых приобретений, а не старых покупок или доходов. Тем не менее, даже если конкретно эта инициатива провалится или не будет оформлена как законопроект, понятен общий вектор, в котором двигается Минфин: вместо борьбы с реальными теневыми схемами (скрутки и контрабанда), будут пытаться найти способ "обилетить" гораздо более "податливую" аудиторию - обычных граждан.

Займы недоступны?

То же самое касается и внешних займов, объемы которых, похоже, также никто не собирается снижать. Говоря о прогнозах на 2022 год, Марченко наперед пытается оправдать будущее отсутствие экономического роста внешними факторами - замедлением экономики Китая и повышением стоимости заимствований. Последние займы Минфин брал на внутреннем рынке под почти 16% годовых - можно только догадываться, какие ставки для Марченко могут считаться "повышенными". Добавим сюда нестабильную ситуацию на востоке страны, рост мировых цен на продовольствие, сворачивание международных программ поддержки экономик после пандемии - и получим практически нерешаемую задачу по выходу на внешние рынки. А значит - невозможность профинансировать необходимые расходы.

Тем не менее, покрывать дефицит как-то нужно будет, Минфин также рассчитывает на помощь в этом вопросе со стороны Международного валютного фонда. От МВФ хотят получить порядка $2,2 млрд - около 60 млрд грн. Но судя по тому, с каким "скрипом" фонд давал деньги в 2021-м, Украине придется изрядно "заморочиться", чтобы предложить в обмен на это финансирование хоть какие-то новые "реформы".

Очевидно, что на повестке дня останутся высокие - и постоянно и дальше растущие - тарифы на коммунальные услуги, возможный отказ от упрощенной системы налогообложения, приватизация госбанков, отказ от понижения налогов и "пенсионная реформа", которая рискует превратиться в "пирамиду ОВГЗ". Ведь основные средства, вырученные от граждан в качестве их персональных взносов, похоже, будут направлены на покупку ценных бумаг правительства. К чему это привело, известно из примера Казахстана, где значительную часть сбережений граждан попросту разграбила местная элита.

Тем не менее, несмотря на приближающееся цунами вместе с пожаром, наводнением и землетрясением, министр финансов Сергей Марченко продолжает оставаться оптимистом. Описанные вызовы и кризисы - это возможности для украинской экономики, считает чиновник. Вопрос только в том, что прежде, чем начать эти возможности реализовывать, нужно минимизировать риски и угрозы. А этим в Минфине, похоже, никто не заниматься не собирается.

Редакция готова выслушать и опубликовать позицию Министерства финансов и Сергея Марченко по поводу вопросов, которые понимаются в публикации.

Читайте также

Хакерская атака на госреестры Украины: во сколько оцениваются убытки

Материальный ущерб от кибератаки России на госреестры Украины невелик, но ее последствия могут оказаться весьма серьезными

Обнал "Вовиной тысячи": как действует "схема" и как с ней бороться

Обналичить Вовину тысячу можно через схему с пополнением мобильного счета, но эта лазейка уже закрыта

Монополия на дистрибуцию лекарств как путь к росту цен

Монополия на фармрынке ведет к росту цен а лекарства

Новини партнерів