«Укрзализныця» планирует увеличить грузовые тарифы на 41,5% в течение следующего года в два этапа из-за значительных финансовых потерь и невозможности больше субсидировать пассажирские перевозки за счет грузового сегмента. Компания, чей чистый убыток за 9 месяцев составил 7,195 млрд грн, также просит о бюджетной поддержке для покрытия убытков от перевозки пассажиров.

Об этом заявил заместитель главы наблюдательного совета УЗ Сергей Лещенко с трибуны Верховной Рады, куда его вызвали депутаты накануне, передает агентство «Интерфакс-Украина».

Причины индексации и финансовые показатели

Сергей Лещенко пояснил, что УЗ больше не может субсидировать убыточные пассажирские перевозки, поскольку за 2021–2025 годы компания потеряла 49% грузовых перевозок.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Он отметил: «Чистый убыток за 9 месяцев – 7,195 млрд грн, убытки пассажирских перевозок в прошлом году – 18 млрд грн. Так или иначе не избежать индексации грузовых тарифов, но нужно это делать постепенно, для того, чтобы не было шоков в промышленности, в два этапа».

Заместитель главы наблюдательного совета УЗ добавил, что «Нам нужно хотя бы индексировать до темпа роста (цен) производителей. Это может дать 22,5 млрд грн, если мы сделаем это в следующем году с 1 января и 1 июля – на 27,5% и 11%».

Потеря активов и разрушение инфраструктуры

Сергей Лещенко пояснил, что перспективы грузовых перевозок остаются негативными, поскольку практически вся угольная отрасль Донецкой области потеряна, а последняя шахта, Белозерская, в настоящее время остановлена. Он добавил, что «горно-обогатительные комбинаты останавливаются из-за войны... Также в этом году было 800 атак на инфраструктуру железной дороги с повреждением 3 тыс. объектов... Чтобы компенсировать убытки, нужна помощь налогоплательщиков Украины».

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

В 2024 году УЗ получила чистый убыток 2,71 млрд грн (против прибыли 5,04 млрд грн в 2023 году), тогда как убыток от пассажирских перевозок увеличился до 18,1 млрд грн.

Бюджетная поддержка и прогнозы

По словам Лещенко, УЗ просит о 16 млрд грн бюджетной помощи в 2026 году для компенсации убытков от пассажирских перевозок. Он напомнил, что в 2025 году для этой цели было направлено 13 млрд грн. Дополнительно компания может получить до 10 млрд грн за счет продажи металлолома.

Согласно ожиданиям УЗ:

  • Убыток от пассажирских перевозок будет расти и в 2026 году достигнет 22,3 млрд грн, в 2027 году – 24,7 млрд грн, в 2028 году – 29,4 млрд грн.
  • Резкое падение прибыли от грузов в 2025 году до 0,9 млрд грн, прогнозируя его дальнейший умеренный рост до 9,0 млрд грн в 2026 году и до 19,3 млрд грн к 2028 году.

Также «Апостроф» сообщал, что в парламенте разрабатывают новый механизм определения минимальной заработной платы в Украине.