Депутаты фракции "Слуг народа" направили в НКРЭКУ открытое письмо с требованием ввести RAB-тариф для операторов системы распределения электроэнергии по европейской методологии. Предлагаемую Регулятором методологию депутаты называют "азаровской" и неэффективной.
Об этом сообщает нардеп, глава подкомитета по вопросам развития конкуренции для бизнеса комитета Верховной Рады по вопросам экономразвития Людмила Буймистер в Facebook.
В сообщении отмечается, что депутаты проанализировали 8-летний опыт попыток регулятора ввести в Украине стимулирующее тарифообразование и пришли к выводу, что не было предложено условий регулирования, привели бы в отрасль распределения электроэнергии инвесторов.
"Особую тревогу вызывает, что условия, которые Регулятор предлагает похожи на те, что предлагало правительство Азарова в 2013: разделение активов облэнерго на "старую" и "новую базу", начисления различных ставок доходности на базы. На условно "старую" предлагалась очень низкая ставка доходности 0-5%. Сегодня НКРЭ делает почти то же, предлагая ставку 1%", - отмечает Буймистер.
Буймистер подчеркивает, что инвесторы проигнорировали реформу времен Азарова и не были заинтересованы инвестировать в электросети. Это привело к негативной ситуации - электросети изношены на 80%, недоинвестированность инфраструктуры – 17,5 млрд долл.
Письмо к регулятору подписали депутаты фракций "Слуга народа", "Батькивщина" и внефракционных: Л.Буймистер, В. Рублев, В. Наливайчено, М. Волынец, Д. Шахов, С. Вельможный, П. Павлиш, Р. Тысник, Т. Тарасенко, Г. Личман, В. Гриб, М. Магомедов, М. Ефимов, Б. Приходько, В. Любота, В. Колюх, В. Вагнер, В.Безгин, А.Дубнов.
Депутаты требуют от регулятора отказаться от неэффективной методологии RAB-тарифа 2013 и привести ее в соответствие с лучшими европейскими практиками, что позволит ее нацелить на привлечение инвестиций в отрасль. Депутаты предлагают отказаться от раздела регуляторной базы активов на "новую" и "старую", а рассчитывать одну базу активов, как это происходит в большинстве стран ЕС. Также применять регуляторную норму дохода на базу активов - как показатель средневзвешенной стоимости капитала (WACC), а пересчет WACC должен осуществляться или раз в год, или перед началом регуляторного периода. Такая практика применяется во многих странах, когда одна норма дохода применяется к единой регуляторной базе активов.
"По нашему мнению, эти 2 критерия являются ключевыми для внедрения стимулирующего тарифообразования, что обеспечит успешную приватизацию государственных операторов систем распределения, прозрачные условия для инвесторов, обеспечит инвестиции в распределительные сети, что значительно улучшит украинские показатели потерь и SAIDI", - говорится в письме.
Напомним, ранее Минэкономики и Минэнергетики выразило сомнения, что предложенная регулятором методология позволит привлечь в отрасль инвестиции в необходимом объеме. Минэнерго призвало регулятора при внедрении RAB-тарифа опираться на рекомендации участников рынка.
Вместе с тем, Европейская Бизнес Ассоциация предлагает опираться на опыт стран, которые успешно внедрили RAB-тариф - не разделять базу активов на старую на новую и начислять ставку возврата инвестиций на уровне средневзвешенной стоимости капитала.