Доцент Университета ГФС Украины, автор программы "От нестабильности к гармонии" Андрей Гмырин убежден, что для успешной детенизации экономики следует использовать не только "административно-налоговый кнут", но и стимулы для бизнеса.
Свои предложения эксперт изложил в блоге на "Лига Бизнес".
Андрей Гмырин пришел к выводу, что правительства декларируют политику детенизации бизнеса, но с помощью карательных инструментов. Эксперт вспоминает заявления экс-премьера Гончарука, который объявил 2020 "Годом вывода отечественной экономики из тени". И отмечает, что основным инструментом детенизации тот видел усиление силового контроля над бизнесом: "Госорганы выполняют роль инквизитора. Проверить, наложить штраф, открыть производство, закрыть предприятие - формула детенизации в понимании чиновников", - констатирует Гмырин.
Усиление санкций создает условия для увеличения взяток бизнеса: "Детенизировать экономику с помощью только санкций, все равно, что воспитывать детей розгами", - иронизирует эксперт-ученый.
По его мнению, если бизнес работает, создает рабочие места, платит налоги, госорганы должны помочь ему легализоваться.
Аналитик убежден, что детенизацию экономики следует начинать с создания прозрачных правил игры. Осенью 2019 он с экономистами подал в парламент программу реформирования налоговой системы "От нестабильности к гармонии". Один из ее пунктов касается вопроса легализации теневых доходов. Начинать этот путь следует с внедрения "нулевой декларации", считает эксперт.
"В мире есть положительный и отрицательный опыт легализации доходов. В Италии в 2000 необходимо было заплатить 2,5% от стоимости легализованного имущества, в страну вернулось более 60 млрд евро. Ирландия в 1988 году - за 10 месяцев можно было оплатить задолженность по подоходному налогу без штрафных санкций. Казна получила $1,5 млрд или 2,5% ВВП. А вот в Бельгии в 2004 и в Грузии в 2005 налоговая амнистия провалилась", - пишет Андрей Гмырин.
Ученый отмечает, что опыт Украины будет успешен, если соблюсти следующие условия:
1. Государство должно владеть базой декларантов, для этого необходимо провести перепись населения;
2. Следует создать удобный электронный сервис для обслуживания налогоплательщиков;
3. Граждане должны быть уверены, что законодательство в амнистии доходов не будет изменено;
4. Условия налогообложения капиталов и доходов после амнистии следует представить обществу до начала легализации;
5. При легализации капиталов неизвестного происхождения ставки налогообложения должны быть низкими (максимум 5%). По истечении срока подачи "нулевой декларации" ставку следует повысить;
6. Для инвесторов с амнистированным капиталом необходимо создать льготные условия;
7. Необходимо установить преференции для зарубежного капитала при возвращении в страну;
8. Легализации не могут подлежать капиталы, которые имеют коррупционное происхождение;
9. Законодательство должно гарантировать, что лица, которые воспользовались возможностью амнистии, не будут подвергаться преследованиям со стороны государства. Должна быть гарантирована конфиденциальность информации о легализованных капиталах.
По словам Андрея Гмырина, у него и коллег есть ряд предложений по реформе системы по снижению давления на бизнес, оптимизации налоговых органов, созданию единой информационной системы, что минимизирует количество проверок и автоматически позволит отслеживать рисковые сделки.
"Украине нужно восстанавливать инвестиционную привлекательность, и нам не обойтись без кардинальных изменений. Ни в коем случае эти изменения не должны ограничиваться карательными мерами. Реформы нужно осуществлять, даже если это не нравится чиновникам или бизнесу, которым выгодно, чтобы работала исключительно "карательная машина" и можно было бы получать доход от схем "избегания санкций", - заключает Андрей Гмырин.