Доцент Университета ГФС Украины, кандидат юридических наук Андрей Гмырин считает, что у чиновников ГНС нет оснований говорить об эффективном реформировании на фоне ухудшения настроений бизнеса и сохранения репрессивного характера фискальной системы.
Об этом он пишет в своем блоге на "Лига".
Андрей Гмырин пишет, что на симпозиуме "Архитектоника фискальной науки и дивергенция таможенно-налоговых институтов" глава ГНС Алексей Любченко упрекнул предпринимателей в безответственности по уплате налогов, и похвалил подчиненных за работу с неплательщиками и отметил "успех" реформ. По мнению Гмырина, такая риторика не отражает реалий, поскольку налоговая политика пока носит репрессивный характер. Об этом говорят результаты опроса Индекс настроений малого бизнеса-2020, проведенного Европейской Бизнес Ассоциацией, - этот показатель снизился с 3,07 до 2,38 баллов из 5 и стал худшим за 3 года. 80% предпринимателей считают, что ситуация не способствует развитию бизнеса. Причины этому: низкая покупательная способность, карантин, налоговая нагрузка и репрессивное давление фискальных органов. Бизнес не надеется на улучшение ситуации - пессимизм высказали 52% респондентов против 27% тех, кто верит в позитив. По данным Госстата, в 2020 капитальные инвестиции в украинскую экономику уменьшились на 38,2%, а объем иностранных инвестиций сократился в 20 раз.
Андрей Гмырин уверен: репрессивная налоговая система является тормозом экономразвития страны. Он предлагает рассмотреть расходы на администрирование налогов. Эксперты посчитали, что в 2019 Украина потратила $1,08 на сбор каждых $100 налогов, а в Польше расходы составляли 65 центов, а в США - 32 цента.
"Возможно, эта диспропорция связана с избыточным количеством всевозможных контролеров над бизнесом?" - спрашивает автор.
И отмечает, что в США, где работают около 30 млн компаний, штат Службы внутренних доходов насчитывает 74 тыс сотрудников, а в Украине 1,6-1,8 млн ФЛП и 690-970 тыс компаний (юрлиц), и их обслуживает более 41 тыс сотрудников ГНС, ГФС и Государственной таможенной службы.
Он уверен, что налоговый прессинг следует уменьшать. Государство должно поощрять бизнес за счет либерализации налогообложения, расширения льготного кредитования, декриминализации (с исключениями) теневых капиталов и др. Фискальная система должна избавиться от карательных функций.
Андрей Гмырин напоминает, что вместе с коллегами разрабатывал комплексную налоговую реформу "От нестабильности в гармонии". Ее идеи сводятся к следующему:
1. Легализация теневых капиталов и привлечение их через приобретение долгосрочных ОВГЗ в качестве прямых инвестиций. Источники происхождения капиталов должны проверяться по упрощенной схеме исключительно СБУ.
2. Введение налога на выведенный капитал.
3. Либерализация системы налогообложения.
4. Введение экономических стимулов для детенизации бизнеса (работать легально и прозрачно должно быть экономически выгодно).
5. Установление прозрачного администрирования бизнеса с минимальным влиянием человеческого фактора.
6. Законодательное стимулирование безналичных расчетов и постепенное сужение сферы действия наличного обращения.
Ведущим звеном изменений должна стать реформа налоговых органов. Автор предлагает создать на базе налоговой, фискальной, таможенной, аудиторской и службы финансового мониторинга единый орган с общей рискоориентированной системой на основе big data.
"Этот орган занимался бы вопросами уплаты налогов и борьбы с теневыми схемами, реализовывал налоговую и таможенную политику, мониторил ситуацию и предлагал оптимальные решения. Таким образом, бюджетные расходы на функционирование большой и неэффективной "репрессивной налоговой машины" были бы оптимизированы, а доверие бизнеса к государству и государственным институтам – восстановлено", - заключает Андрей Гмырин.