Антироссийские санкции мало зависят от позиции Украины и вряд ли помогут вернуть оккупированный Крым, а также прекратить вооруженную агрессию РФ на Донбассе.
Об этом в своей колонке на "Апострофе" пишет ассоциированный эксперт Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Николай Капитоненко.
"Реалии, увы, таковы, что санкции исключительно редко приводят к достижению поставленных целей. Более глубокое изучение их применения говорит о том, что время от времени они приводят к результатам, противоположным ожидаемым. И уж совсем сложно представить себе ситуацию, в которой международные санкции стали бы той волшебной палочкой, которая позволила бы стране, пострадавшей от агрессии соседа, вернуть свои территории. Тем не менее, в погоне за простыми решениями мы решили поставить на санкции много. Оправдана ли эта ставка?", - говорит эксперт.
Капиотоненко отмечает, что в вопросе о продлении или усилении санкций Украина должна четко определять свои цели.
"Хотеть можно ослабления России до какой-то определенной степени (до какой именно?); коллапса путинского режима; сдерживания военного потенциала и, таким образом, уменьшения рисков эскалации; возврата Крыма или эвакуации российского присутствия на Донбассе. Можно даже хотеть того, чтобы благодаря санкциям другим странам было неповадно повторять "подвиги" России. Каждая из этих целей подразумевает разное использование санкций, разную риторику в их защиту, разный характер и масштаб (ограничительных мер)", - поясняет он, добавляя, что не всех этих целей можно достичь с помощью санкций.
Также эксперт отмечает, что неподходящей основой для стратегии является желание достичь сразу всего из вышеперечисленного. В таком случае нужно быть готовыми к нулевому результату.
Немаловажный фактором, по словам эксперта, являются ожидания западных партнеров.
"За санкциями стоят собственные интересы тех, кто их вводит. А диапазон таких интересов тоже может быть достаточно широк. Более того, интересы разных стран могут существенно отличаться: от желания наказать Россию за подрыв мирового порядка и тем самым удержать другие государства от похожих экспериментов до стремления ослабить ее с тем, чтобы самим не стать жертвами рискованной политики Кремля", - поясняет Капитоненко.
По данным эксперта, за последние 20 лет только в каждом четвертом случае экономические санкции серьезно меняли политику государства, против которого они были введены. В каждом третьем – помогали предотвратить незаконное использование войск.
Наибольший эффект приносят санкции (более 50% эффективности), когда они вводятся для дестабилизации политического режима. Однако в отношении авторитарных и тоталитарных режимов это может иметь обратный эффект.
Поэтому для получения результата нужно соблюдение сразу нескольких условий.
"В нашем случае не соблюдаются почти никакие из них, кроме того, что российская экономика испытывала сложности еще до введения санкций", - отмечает эксперт, добавляя, что в данном случае поддержание санкций осложнено большими размерами российский экономики и валютными резервами на момент их введения.
Детальнее читайте в материале на "Апострофе" - Санкции против путинской России: полезная инструкция для Украины.