Без ликвидации схем злоупотреблений местных властей в вопросах выдачи разрешительных документов для строительной сферы послевоенное восстановление Украины будет невозможно.
Журналисты "Фактов" рассказали, почему органы местного самоуправления противятся градостроительной реформе, которую вводит принятый на прошлой неделе законопроект 5655.
Неблагополучные участники процесса могут зарабатывать на схемах в строительной отрасли около 10 млрд грн в год, пишет издание.
"Большинство проблемных звеньев в этой цепочке – именно чиновники местных властей, которые решают, на какие нарушения закрыть глаза... "Благодаря" такому выборочному отношению к своим полномочиям, местные власти могут годами "не замечать" проектов типа 42 долгостроев Анатолия Войцеховского, часть которых сводилась вообще без документов, в результате чего обманутыми оказались более 13 тыс. инвесторов", — говорится в статье.
В крупных городах региональные власти с приближенными застройщиками таким образом создают неестественную монополию, отсекая "неудобных" участников рынка.
Подход, заложенный в проекте 5655, позволит возложить на местные власти прямую ответственность за самовольное строительство и оставить за ними мониторинг сложных проектов.
"В отличие от сегодняшнего положения дел, выявление автоматической системой проблемных объектов будет требовать в обязательном порядке совершения конкретных действий - вплоть до решения о сносе. А "тихий договорняк" повлечет наказание для всех участников заговора", — отмечают журналисты.
По мнению авторов, нарушения местных властей можно разделить на 3 типа: выдача градостроительных условий и ограничений (МУО) на застройку земельного участка с нарушением ограничений, установленных градостроительной документацией (чиновники выдают незаконные документы); умышленное затягивание с выдачей МУО, разрешительных документов, присвоение адреса и т.п.; и отсутствие актуализированной градостроительной документации или ограничение к ней доступа, что приводит к злоупотреблениям как со стороны чиновников, так и застройщиков.
В статье приводится ряд примеров нарушений, речь идет о застройке в исторических ареалах крупных городов без согласованных буферных зон наследия ЮНЕСКО, незаконных разрешениях на строительство жилья вместо торговых помещений и наоборот. Регулярны безосновательные проверки и затягивание выполнения законных требований по предоставлению разрешительных документов застройщикам.
"Особо остро это ощущается при сравнении статистики отказов при выдаче различных типов документов в органах местного самоуправления и в Госинспекции архитектуры и градостроительства. Например, относительно разрешений на строительство процент отказов в регионах, по данным ДИАМ - более 58%, тогда как в инспекции - 23%. Относительно МУО в КГГА процент отказов в выдаче - 75%, тогда как в средних регионах - 30-35%", — говорится в материале.
Из-за задержек вовремя не вводятся в эксплуатацию не только жилье и коммерческие объекты, но и больницы.
"С сегодняшним распределением полномочий и системой взаимодействия между местными чиновниками и бизнесом о развитии и прозрачности можно забыть. Особенно - накануне большого восстановления, под которое намерены выделить средства наши западные партнеры, для которых транспарентность использования ресурсов будет одним из главных требований финансирования возрождения страны… Без признания того, что реформа в строительной отрасли уже давно перезрела, трудно будет развивать страну после победы", — резюмируют авторы материала.