В Украине каждый освобожденный из российского плена проходит специальный опрос, позволяющий правоохранительным органам фиксировать возможные военные преступления. Об этом в эфире телеканала "Апостроф" сообщил исполнительный директор Украинского Хельсинкского союза по правам человека Александр Павличенко.
Он отметил, что каждый освобожденный из российского плена проходит специальный опрос, позволяющий правоохранительным органам фиксировать возможные военные преступления. По словам правозащитника, эта процедура не является фильтрацией, а целью является выяснение деталей, связанных с совершенными преступлениями.
"Возвращающиеся из плена выходят в своеобразный опрос — выяснение всех обстоятельств относительно того, какие преступления, квалифицируемые как военные преступления или преступления против человечности, они видели или пережили, кого могут указать", — пояснил Павличенко.
Правозащитник подчеркнул, что процесс доказывания вины по таким делам чрезвычайно сложен из-за отсутствия доступа к местам преступлений и невозможности полноценно воссоздать их обстоятельства. Павличенко подчеркнул важность соблюдения стандартов уголовного процесса – четкого доказывания и обоснования обвинений.
Он отметил, что нельзя исключать случаев, когда пленные сотрудничали с врагом или были завербованы.
"У нас есть такая информация относительно тех самых гражданских, которые находились в плену. Устанавливается достоверность информации, и можно даже говорить, что была попытка вербовки или даже вербовки личности", — сказал он.
Павличенко сообщил, что Украина не может влиять на формирование списков лиц, которые Россия передает во время обменов. По его словам, оккупанты самостоятельно решают, кого включать в эти списки, среди которых могут быть как военнопленные, так и гражданские лица. Поскольку у Украины нет полных данных обо всех, кто находится в плену, иногда в обмены попадают люди, о содержании которых не было информации, в частности те, кого считали пропавшими без вести.
"Принимают всех, кого Россия передает. Здесь вопросов нет, но все они потом проходят определенную проверку на причастность к возможному сотрудничеству с врагом", — добавил он.
Также правозащитник сказал, что перед обменами пленных в России часто специально "подкармливают" и создают им лучшие условия, чтобы скрыть реальное состояние здоровья.
"Перед обменом их помещают в лучшие условия, откармливают, чтобы они имели более здоровый и лучший вид. Иногда это даже причина, почему личность длительное время не могут передать, потому что ее состояние, в котором она находилась в течение месяцев, пытаются скрыть", — подытожил Павличенко.
Совет координационного штаба по вопросам обращения с военнопленными утвердил руководителей рабочих групп и провел обсуждение ключевых вопросов, среди которых — переговоры по обмену пленными и возвращение гражданских.
2 октября Украина и Россия провели очередной этап обмена военнопленными. Домой из российского плена вернулись 185 украинских защитников. 183 из них – рядовые и сержанты, еще двое – офицеры. Среди них воины Вооруженных Сил, Национальной гвардии и Государственной пограничной службы.
Официально в российском плену находится около 8 тысяч украинских военнослужащих, личности которых подтверждены. Еще 70 тысяч украинцев – военных и гражданских – считаются пропавшими без вести.
О реалиях пребывания украинцев в российском плену и пытках россиян, с которыми каждый день сталкиваются украинцы в неволе, рассказал в эфире телеканала "Апостроф" освобожденный из плена бывший мэр Херсона Владимир Миколаенко.
Ранее "Апостроф" сообщал, что с начала полномасштабного вторжения Украина и Россия обменяли уже более 10 тысяч военнослужащих.