На 81-м Венецианском кинофестивале в рамках внеконкурсных показов состоялась премьера документального фильма "Песни медленно горящей земли" режиссерки Ольги Журбы. Фильму прочат судьбу фестивального хита.
Об этом написала в своей колонке для LB.UA кинокритикиня Соня Вселюбская, и выразила непонимание, почему фильм не попал в основной конкурс.
Лента "Песни медленно горящей земли" начинается с событий 24 февраля 2022 года, взрывов, эвакуации, камера показывает лица людей, а затем - как страдает природа от войны. Журналистка отмечает медленность темпа и продолжительность сцен, создающих необходимый для документалистики эффект "продолжительности времени". Таким образом, режиссерка показывает человеческое ощущение нормализации войны, которая стала обыденностью.
"Фильм Журбы строит экспериментальный аудиовизуальный рассказ. Режиссерка часто разъединяет на экране голос говорящего и его изображения. Собственно, аудио и видеоряды в фильме создают два отдельных нарратива — и это обогащает диегетический простор, делает песню еще громче. Голоса, которые мы слышим. смотря на Украину, якобы ищут себя, пытаются оставить себя в покое, остановиться в конкретном месте и времени. В теории кино даже существует такой термин, haunting voice. Это голос без тела, ищущий свое место, поскольку не привязан к конкретному лицу, он обозначает определенную группу, имеет функцию и право говорить за нее", - отмечает авторка блога.
По ее словам, в противовес устойчивой практике показывать войну через фокус на событии или персоне, режиссерка "Песни медленно горящей земли" сняла "абстрактный кинохолст, который феноменально создает едва ли не самое выразительное высказывание о полномасштабной войне".
Репрезентация начала полномасштабного вторжения РФ в Украину в документальном кино несколько заморозила представление о ней, которое может получить зритель через культурный продукт, но режиссерка Журба смогла передать войну как длящуюся трагедию.
Критикиня добавляет, что украинский фильм был показан вне конкурса Венецианского кинофестиваля вместе с работами выдающихся мастеров документалистики как Петра Коста, Эрол Моррис или Кевин Макдональд, что никак не снижает его статус.
"Это важная веха в протяженном таймлайне кино о полномасштабной войне, созданном украинскими режиссерами и режиссерками", - пишет Соня Вселюбская.
Ранее украинская журналистка сообщила об огромных сборах украинского фильма, который, по ее словам, "сделан без уважения к зрителю".