пятница, 29 марта

29 марта

Биологи приоткрыли тайну о сперматозоидах-победителях - это поможет в борьбе с бесплодием

Ученые кафедры клеточной и молекулярной физиологии Йельской медицинской школы (США) обнаружили своеобразный молекулярный "штрих-код", который определяет, какой из сперматозоидов доберется до яйцеклетки и оплодотворит ее, а какие будут уничтожены по пути.

Об этом сообщает Science Daily.

Исследователи обнаружили в мышиных моделях белок CatSper1, обладающий функцией "отбора" сперматозоидов. Открытие позволит лучше понять процесс отбора, который проходят спермии в женском репродуктивном тракте. Это может помочь в разработке препаратов для лечения бесплодия.

Как пояснил Цзян Цзюй Чунь, доцент кафедры клеточной и молекулярной физиологии Йельской медицинской школы, самцы млекопитающих во время эякуляции вводят в женский репродуктивный тракт миллионы сперматозоидов, но только несколько из них достигают яйцеклетки.

Это позволяет предположить, что сперматозоиды подвергаются некой селекции, но современные знания о процессе оплодотворения у млекопитающих основаны на изучении взаимодействия сперматозоида и яйцеклетки в чашке Петри. Такой подход не дает возможности увидеть, что происходит в процессе отбора спермы и уничтожения неподходящих вариантов.

Чунь и его коллеги разработали новую стратегию молекулярной визуализации, с помощью которой можно наблюдать за селекцией сперматозоидов внутри репродуктивного тракта мышей. Эта техника в сочетании с традиционными методами молекулярной биологии помогла ученым выяснить, что для оплодотворения яйцеклетки белок сперматозоида CatSper1 должен быть целым.

CatSper1 – один из четырех белков, участвующих в формировании канала, который позволяет кальцию попадать в мембрану, окружающую хвост сперматозоида. Если в репродуктивном тракте CatSper1 оказывается "отрезанным", то сперматозоид не может встретиться с яйцеклеткой и гибнет.

"Получается, что этот белок служит своеобразным "штрих-кодом" для отбора сперматозоидов и уничтожения непрошедших отбор", – отметил Чунь.

Как сообщал "Апостроф", после лечения от бесплодия, семейная пара американцев из Северной Дакоты, Джошуа Хьюлен и его жена Меган, стали родителями сразу пятерых детей - 4 девочек и мальчика.