Международное жюри конкурса World Press Photo принесло извинения за объединение двух работ-победителей, фотографий украинской девочки и раненого российского оккупанта — в одну визуальную пару. Это решение вызвало значительный резонанс, поскольку могло создать ложное впечатление о равнозначности представленных историй.
В ответе на обращение "Детектор медиа" организаторы конкурса объяснили, что не следовало совмещать эти две фотографии, ведь это "создает слишком упрощенную и ложную равноценность и отодвигает на второй план историю, которую каждая из них разворачивает сама по себе".
Глава международного жюри Люси Контичелло подчеркнула: "Эти истории, между тем, указывают только на два аспекта текущей войны России против Украины".
Относительно награды для фотографа российского государственного информационного агентства ТАСС Михаила Терещенко, организаторы заявили, что не намерены отменять премию. В то же время, они планируют усовершенствовать правила конкурса и процедуры оценки работ фотографов, работающих на государственные учреждения. Для этого будут проведены консультации с фотографами из таких стран как Грузия и Украина, а также со специалистами, работающими в репрессивных режимах.
"За 70 лет нашего существования эта тема поднималась неоднократно. От войны во Вьетнаме до Ирака и Афганистана, от Китая до Ирана и многих других стран - как фотографы могут рассказывать аутентичные истории, несмотря на наложенные на них ограничения? Как много информации должны знать члены жюри о том, кто создал эти истории, по сравнению с тем, чтобы оценивать каждую работу вслепую, опираясь на очевидное качество работы? Мы не можем сказать, что имеем идеальные ответы на эти вопросы. Согласно правилам конкурса World Press Photo 2025, международное и региональное жюри оценивало все конкурсные работы анонимно, не зная ни личности фотографа, ни его работодателя", - заявили организаторы конкурса.
Переведено с помощью DeepL.com (бесплатная версия)
В то же время в контексте премии для Терещенко отмечается, что многие грузинские фотографы выразили возмущение из-за награждения представителя российского государственного медиа за освещение протестов в Грузии.
Организаторы также выразили несогласие с использованием фразы "освобождения Мариуполя", прозвучавшей в интервью с фотографом-победителем конкурса 27 марта 2025 года. В заявлении World Press Photo напомнило свою позицию:
- Россия начала полномасштабное вторжение в Украину 24 февраля 2022 года.
- Российские бомбардировки разрушили Мариуполь, в том числе гражданские объекты, такие как роддом и театр, где прятались люди.
- Мариуполь остается под российской оккупацией.
- Город важен для российского правительства как часть сухопутного моста между самопровозглашенной Донецкой Народной Республикой (ДНР) и Крымом, которое Россия незаконно аннексировала в 2014 году.
В ответ на общественный резонанс организаторы конкурса пообещали пересмотреть подход к оценке фотографий в будущем и усовершенствовать свои правила, чтобы обеспечить справедливый и взвешенный подход к каждому проекту.
Напомним, скандал в Украине возник из-за того, что жюри World Press Photo признало лучшими фото 6-летней украинской девочки Ангелины, сделанное немецким фотографом Флорианом Бахмайером, и фото раненого российского оккупанта. Его сделала немецкий фотограф Нанна Хайтманн, работающая на The New York Times и живущая в Москве.