Аналитик Гудзоновского Института в Вашингтоне МАРЮС ЛАУРИНЯВИЧУС в интервью "Апострофу" рассказал о том, почему первой жертвой России в Европе стала Литва, чего на самом деле добивается Путин, почему Украине стоит тянуть время, и грозит ли опасность балтийским странам.

- Господин Лауринявичус, первый вопрос, который сразу возникает, как в Литве восприняли избрание Дональда Трампа президентом США, который известен своими высказываниями о необходимости налаживания отношений с Путиным?

- Однозначного мнения на этот счет нет. Есть люди, которые очень обеспокоены этим фактом, а есть те, кто говорит, что надо подождать и увидеть, что Трамп будет делать дальше. Некоторые заявляют, что вообще ничего не изменится. Само же литовское общество по-разному к этому относится.

- Как Вы считаете, насколько изменится внешнеполитический курс США? Не станет ли политика, так сказать, налаживания отношений еще одним примером провала в этой сфере, как это было с политикой "перезагрузки" при Обаме?

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

- Я думаю, что это станет огромной ошибкой, и не только в отношении балтийских стран или Украины, а больше - для США и, конечно же, для ЕС. Я всегда говорю, что Россия, то есть, говоря точнее, криминальный мафиозный клептократических режим, который ею управляет, представляет угрозу для всего западного мира. Поэтому с этим режимом нельзя искать общий язык, также как и с мафией. Основу этого режима составляет КГБ, а в них всегда был только один враг - США. Поэтому здесь нельзя выделять определенные государства, это угроза для всей западной цивилизации. Эти люди сделают все для того, чтобы сначала ослабить, а затем и победить западный мир.

- Что Вы понимаете под словосочетанием "победить Западный мир"? Как это будет реализовываться?

- В реальности кремлевский режим уже продемонстрировал свои методы работы. Их краткосрочная цель - уничтожить основные устои, на которых держится европейская цивилизация, то есть институционально - ЕС и НАТО. В последний период Москва активно этим занимается. И надо признать, что их деятельность пока достаточно успешна.

- Уверен, что не надо лишний раз напоминать, что Россия ведет гибридную войну не только против Украины, но и против всего Запада. Как это проявляется в Литве?

- Здесь надо использовать другую терминологию. Когда речь идет о России, то нельзя применять термины, используемые в западной науке. Нынешний режим России не видит никакой разницы между войной и миром. И это нужно четко понимать. Все то, что Кремль сейчас осуществляет, называется гибридной войной. Это просто маленькие детали тотальной войны, которая ведется против Запада. Цель проста и очевидна - уничтожить европейские ценности, не дать им распространяться. Это можно назвать випонизацией (weaponization) клептократии.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Здесь надо внести ясность, чем же отличается коррупция от клептократии. Первое явление существует везде в том или ином виде, но пока оно не превращается в клептократию, государство пытается бороться с ним. А когда устройство становится клептократическим, то коррупция становится уже необходимым элементом существования такого государства. В России коррупция достигла того уровня, который используется как механизм контроля над элитой страны и обществом.

Почему я об этом говорю? Потому что Литва стала первым государством в Европе, где это оружие было использовано. Президент страны Роландас Паксас был отстранен от выполнения обязанностей через объявление ему импичмента. Его ближайшее окружение мало связи не просто с разными "темными" структурами из России, а откровенно с мафиозными. Вот таким образом должен был состояться захват власти в Литве. Это был первый раз, когда россияне использовали такой вариант взятия под контроль страны, именно в Литве.

Нынешний российский режим тоже постоянно применяет эти инструменты. Так было и с Украиной, все из-за той же повальной коррупции. Все масштабные схемы так или иначе ведут именно в Россию. И об этом аспекте гибридной войны мало говорится. В Литве также используются элементы информационной войны.

Я еще хотел бы подчеркнуть, что лично не верю, что когда российские руководители задумают то против балтийских стран, то это будет их классическая гибридная тактика, которая только затем превратится в полномасштабную войну, как это было в Украине. В этом контексте, я говорил об этом еще со времен аннексии Крыма, если Россия решится на какие-то противоправные действия против стран Балтии, то им грозит полноценная конвенционная война.

При этом, я замечу, что гибридные элементы такой войны, Россия уже опробовала в Таллине относительно переноса памятника Бронзовому Солдату. Сначала местные власти не знали, что делать с этим, но все-таки справились с проблемой, не в последнюю очередь, благодаря поддержке общества. И это показало россиянам, что гибридные методы не сработают в балтийских странах. Поэтому им остается только открытая агрессия.

- Сейчас много говорится о том, что с приходом Трампа, неопределенностью в Европе, Москва может попытаться проверить НАТО на дееспособность то образом, особенно на готовность соблюдать 5-ю статью Устава Организации. Насколько это реально в контексте того, что Вы сказали раньше?

- Говоря о нынешнем режиме в России, мы не можем исключать ничего. Все может произойти. Поэтому эти люди могут запросто начать провокации. Мои суждения заключаются в том, что в ближайшие четыре года мы увидим некоторое затишье. Кремлевский режим будет делать вид, что не намерен прибегать к агрессивным действиям. На самом деле, они будут просто ждать, пока сменится власть в Германии и Франции.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Кроме того, надо помнить, что военная реформа в РФ заканчивается в начале 20-х годов, поэтому они максимально полезно используют это время для подготовки. Они будут заміливать глаза показным сотрудничеством. Но все же, я думаю, что это все равно закончится новой войной. Но не сейчас, а через 4-5 лет, когда они соберутся с силами.

- Недавно посол Германии заявил, что Украине нужно проводить выборы на временно оккупированных территориях, несмотря присутствие там российских войск, и уже потом переходить к выполнению других пунктов Минских договоренностей. Как видится Вам, как аналитику, что Украине нужно делать, а чего делать категорически нельзя?

- Все зависит от ситуации внутри Украины. Это же понятно, что Донбасс как таковой России не нужен. Их стратегия заключается в том, чтобы заставить Украину вернуться в фарватер их внешней политики. Им для этого нужно иметь просто покорную власть. Они и будут терпеливо ждать этого момента. Это называется стратегическое терпение. Москва хочет, чтобы за Донбасс платила Украина, а они контролировали его, и через предоставленный ему особый статус влиять на внешнюю политику Киева. Они не хотят, чтобы Украина стала европейской страной. Я даже не говорю о членстве в ЕС, это все технические детали. Но когда Украина станет успешной, то это будет пример для рядовых россиян, что у их страны может быть другой путь, отличный от нынешнего.

Украине нужно быть сильным государством, чтобы не позволить навязать Донбасс на их условиях. Я бы на месте украинских властей затягивал время, и при любых условиях не выполнял Минские договоренности по версии Кремля и твердо стоял на своей трактовке.

Силой вернуть Донбасс и Крым будет чрезвычайно трудно и проблематично. Если Украина хочет вернуть эти территории, то должна стать процветающим государством, и люди, которые находятся на той территории сами захотят вернуться. Это долгий путь, но другого выхода я не вижу. Военный путь решения этой проблемы исключен. Поддержка Украины на Западе уменьшается, все уже устали от Украины. Поэтому, к сожалению, давление на Россию будет уменьшаться. Здесь есть выход - сконцентрироваться на решении собственных внутренних проблем. Конечно, это все не так быстро, к тому же существуют высокие ожидания от народа и Запада, но я настроен оптимистично, все в Украине получится.