Российский блогер и аналитик Владимир Голышев написал, что в результате митингов против коррупции, которые прошли в России 26 марта, а также реакции на митинги дальнобойщиков, Кремль приобрел двух очень опасных врагов - молодежь и Дагестан. Так, 2 апреля в Москве началась несанкционированная протестная акция. В тоже время представители российской оппозиции заявили, что они не причастны к организации данного мероприятия. В результате правоохранители задержали 31 участника акции. В Дагестане несколько дней протестовали дальнобойщики, бороться с которыми бросили Росгвардию и ОМОН. Удается ли российской власти вернуть свои позиции ввиду протестов в стране и что нового во второй волне этих акций, "Апострофу" рассказывает лидер российской оппозиционной политической партии "Западный Выбор" Константин Боровой.

В ситуации, когда эта националистическая пропаганда, которую ведет Кремль, перестала действовать, общество, особенно молодая его часть, перестала быть подверженной этой пропаганде. А на тех, кто подвержен, начал действовать совершенно новый фактор – раздражение. Пропаганда ведь очень далека от реальности, от реальных событий и проблем в сегодняшней России.

Ситуация напоминает ту, что была в конце 1980-х годов, когда пропаганда говорила о благополучии граждан, о росте молока, мяса, яиц на душу населения, а в магазинах была пустота. Сейчас магазины наполнены товарами, но цены и их соотношение к реальным зарплатам позволяют гражданам только выживать. И эта новая ситуация, конечно, толкает людей к протестам. Причем сейчас не только те люди, о которых говорят, что они невосприимчивы к пропаганде, то есть молодежная аудитория, но и старики выходят на протест. Очевидно, сказывается усталость от пропаганды, от милитаризма и всесилия спецслужб, а также очень тяжелое экономическое положение.

Новизна происходящего в том, что все большее количество российских граждан осознают, что стоит вопрос не идеологического противостояния с властью, не какие-то политические или внешнеполитические концепции, речь идет просто о физическом выживании. Осознание того, что выживет либо кремлевский режим, либо сами граждане, постепенно приходит.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Поводов для протестов, для возмущений очень много. Они распределены по спектру причин протестов и территориально. Сегодняшние протесты – это протесты на Дальнем Востоке в связи с таможенными проблемами, в Дагестане – в связи с дальнобойщиками, на Севере, в центре Москвы – из-за других причин, поводов много. Появляется много разных очагов протестов в разных регионах России, которые вместе составляют целостную картину. И возмущение безумной коррупцией – не единственный, хотя и очень важный психологический повод.

Силовики, чекисты, как показала история России и Советского Союза, лучше всего владеют технологией силового противодействия обществу, подавления протестов. Последний самый мощный выброс такого рода был в августе 1991 года, когда ГКЧП старался заменить собой модель реформации России, которую начал Михаил Горбачев. Такая силовая модель нежизнеспособна – она позволила им пробыть у власти всего три дня и вызвала очень мощное противодействие общества. Но такой инструмент в запасе у них есть, всегда был и всегда будет. Также будет и много сторонников подобной модели отношения к гражданам. Однако это путь к очень быстрому завершению нынешнего существующего режима.