Этим летом многие украинцы в крупных городах страны оказались вынужденными решить непростую задачу со "звездочкой". Вот ее условие. Дано: обильные осадки, умноженные на безответственность коммунальщиков, плюс засоренные ливневые канализации, которые не справляются с потоками воды на улицах. Итог: сотни затопленных автомобилей и, как следствие, убытки на миллионы гривен. Найти: кто должен за это ответить? Решить задачу попытался "Апостроф".

Колоритные фотографии автоутопленников в Киеве и Львове, где прошли самые обильные осадки, облетели практически все СМИ Украины. Кому-то "повезло" подмочить только колеса, где-то вода остановилась на уровне капотов, а где-то уровень осадков поднялся настолько, что над водной гладью были видны только островки крыш автомобилей. Но джекпот сорвали те автолюбители, чьи транспортные средства потоками воды и мусора снесло с парковок. Беспомощно дрейфуя в водовороте стихии, авто налетали на других "счастливцев", припаркованных на обочинах дорог.

Между тем, согласно прогнозу Укргидрометцентра, в ближайшую неделю на западе, севере и в центре страны вновь ожидаются осадки, а значит, вытащить "выигрышный" билет автоутопленника рискует практически каждый водитель в этих регионах.

После обильных ливней, предвидя вал претензий от водителей, столичные власти попытались сразу же пресечь все попытки "наехать" на них в судах. Городской голова Виталий Кличко заявил, что не видит "юридических перспектив" для исков против местных властей с требованием компенсации за утопленные авто, да и вообще нечего искать крайних, ведь стихия – она и в Африке стихия.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

gallery/1543

Тем не менее юристы, опрошенные "Апострофом", уверены, что "крайних" можно и поискать, ведь за каждый квадратный метр улиц в городах Украины кто-то да отвечает.

"Чтобы получить компенсацию, нужно доказать, что ответственные за конкретные участки дороги лица не совершили необходимых действий и не следили за нормальным состоянием ливневой канализации. Если мы доказываем, что орган местного самоуправления не доработал, тогда перспективы в суде есть", - поясняет "Апострофу" автоюрист Богдан Глядик.

Эксперты признаются, что такой специфической судебной практики о взыскании сумм материального ущерба вследствие затопления улиц после дождя в Украине нет. Однако в реестре судебных решений довольно много прецедентов, когда автовладельцам или страховым компаниям удавалось взыскать ущерб, например, с городских водоканалов, если по их вине (порыв трубы, авария) припаркованные автомобили были подмочены.

Вот и выходит, что от успешного поиска ответственного и будут зависеть перспективы судебного разбирательства. Ответственных за обилие осадков по объективным причинам не существует, но вполне реальны чиновники, которые отвечают за то, чтобы вода после дождя не задерживалась на улицах, а быстро уходила по системе ливневой канализации в природные каналы и водохранилища. Например, протяженность такой канализации в столице составляет около 2700 километров. За 831 километр сетей отвечают чиновники дорожно-эксплуатационных управлений "Киевавтодора", за оставшиеся километры – предприятия различных форм собственности. Поэтому юристы советуют первым делом установить, кто отвечает за ливневки на том месте, где был утоплен автомобиль.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Такой иск будет схож с иском, когда на автомобиль падает дерево. А за каждое дерево отвечает либо зеленстрой, если оно растет вдоль дороги, либо ЖЭК, если дерево растет во дворе. Точно так же за каждый водосток, каждый дорожный участок, отвечает коммунальная служба", - добавляет "Апострофу" автоюрист Михаил Алексеенко.

После того как ответственный установлен, необходимо определить, по какой причине ливнесток не выполнил свою задачу. То есть доказать причинно-следственную связь между действиями или бездействием коммунальщиков (или другим балансодержателем) и причиненными убытками. И эта часть задачи самая трудная. Например, ливнесток мог не сработать по причине засора.

"Большинство ливнестоков забиты. И забивают их сами граждане, но это же не снимает ответственности с коммунальщиков", - подчеркивает Михаил Алексеенко.

gallery/1510/101975

Либо ливневка вообще была построена как попало, и вода проходила мимо нее. Или ливневки не было совсем.

"Когда строится и проектируется дорога, есть расчеты, согласно которым дождевая вода с определенной интенсивностью должна под правильным углом уходить в ливнесток", - добавляет Алексеенко.

Читайте также: Спасение утопающего: почему Киев превращается в Венецию

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Но чтобы выяснить все эти нюансы, необходимо провести не одну серию экспертиз.

"Можно провести инженерную экспертизу. Она не самая дешевая, но, если потерпевших много, они могут подать коллективный иск и осилить ее", - отмечает автоюрист Богдан Глядик.

Кстати, все эксперты советуют владельцам автоутопленников объединять усилия, чтобы увеличить шансы на победу в суде.

"Перспектива вполне четкая, но это очень кропотливый, длительный и затратный путь. Одному человеку его преодолеть практически нереально, но, если собственники утопленных автомобилей объединятся, дело может увенчаться успехом", - говорит "Апострофу" автоэксперт Владимир Караваев.

Кроме того, необходимо подтвердить убыток своему транспортному средству в результате потопа.

"Ведь автомобиль-то может быть рабочий, на ходу, но вопрос в том, что он быстрее сгниет, либо проводка выйдет из строя, а поменять всю проводку – это очень дорого. Тут должен поработать оценщик", - подчеркивает Алексеенко.

Но экспертиза может показать, что ливнесток был девственно чистым, его пропускная способность и месторасположение просто идеальны, а всему виной действительно стихийное бедствие, на которое никак не повлиять.

"И в суде еще нужно будет доказать, что количество осадков не аномальное и это не форс-мажор", - отмечает Глядик.

Впрочем, опытные юристы уверяют, что даже за стихийное бедствие можно найти ответственных, ведь есть вполне успешная адвокатская практика в исках о поваленных ветром деревьях, с последующим возмещением ущерба автовладельцам.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

"Дерево упало вследствие природного явления – сильного ветра. А почему природное явление смогло повалить дерево? Потому что крона была большая и не выдержала силу ветра. Значит, нарушены условия содержания объекта балансодержателем. Значит, виновник есть", - пояснил "Апострофу" адвокат Андрей Куксюк.