За 3-4 тысячи гривен можно купить вполне себе приличную надувную лодку из армированного ПВХ и со сварными швами корпуса. Такое плавсредство вскоре понадобится многим жителям столицы, ведь, согласно прогнозу синоптиков, ближайшие две недели в Киеве обещают быть дождливыми. А, как известно, с дождями отдельные районы и улицы столицы превращаются в филиалы озера Мичиган в Украине. Почему каждый раз после ливней вода застаивается на дорогах Киева, а горожане вынуждены испытывать неудобства, разбирался "Апостроф".
Краеугольный камень проблемы – система ливневой канализации. Мы видим лишь малую ее часть – дождеприемники (решетки, установленные вдоль дорог, которые на самом деле никакие не пепельницы). Через эти решетки дождевая вода, минуя сложную систему труб, колодцев и коллекторов под землей, попадает в реки.
"Вся вода с ливневой системы Киева сбрасывается или в Днепр, или в ближайшие водные пространства. Например, одним из таких приемников является Русановский канал", - поясняет "Апострофу" архитектор Анатолий Фролов.
Протяженность столичной сети дождевой канализации составляет около 2700 километров. За 831 километр этой сети отвечают дорожно-эксплуатационные управления Киевавтодора, за все остальные километры – другие субъекты хозяйственной деятельности.
В теории система дождевого водоотвода должна работать как часы, но на практике "часы" или безбожно отстают, или вовсе стоят.
По словам экспертов, опрошенных "Апострофом", тому есть объективные причины.
"В Киеве сложный рельеф. Это приводит к тому, что вода с вершин во время ливней в больших объемах стекает в низины и там застаивается, - говорит "Апострофу" директор аналитико-исследовательского центра "Институт города" Александр Сергиенко. – Ливни бывают настолько сильными, что ливневка по своей пропускной способности просто не справляется с потоком воды".
Это подтверждают и в Киевавтодоре.
"Большинство инженерных сетей столицы, в том числе и ливневая канализация, были построены в середине 20 века и не были рассчитаны на существующее количество инфраструктурных объектов", - говорят "Апострофу" в пресс-службе предприятия.
Поэтому по-хорошему, чтобы ливневая канализация справлялась с вызовами, ее нужно было бы модернизировать и увеличить пропускную способность.
"Но специально разрывать улицу, чтобы переложить ливневку – этого никто не делает, это не рационально. Рационально это делать только при капитальном ремонте дороги", - добавляет Сергиенко.
По данным Киевавтодора, в прошлом году в столице отремонтировали 300 километров дорог, но это не означает, что весь ремонт был капитальным: где-то клали латки, где-то облагораживали придомовые территории, а значит, новых ливневок появилось не так и много.
Однако, кроме объективных причин, по которым ливневая канализация не справляется с нагрузкой, существует целый ворох проблем совсем другого характера.
"Ливневая канализация постоянно засоряется: дожди смывают все окурки, ветки, в общем, весь мусор. А чистят их, как правило, только после зимы или в начале лета", - сетует Сергиенко.
Так, согласно техническим правилам ремонта и содержания улиц и дорог населенных пунктов, утвержденных Кабмином, планово ливневки должны чиститься весной, после оттепели, и перед началом зимы, а если канализация засорилась, например, летом, то чистят ее "по необходимости". В Киевавтодоре "Апостроф" заверили, что именно так и делают.
"С целью оперативной очистки и ремонта дождеприемников и смотровых колодцев в каждом дорожно-эксплуатационном управлении создана гидротехническая служба, которая работает в круглосуточном режиме", - отмечают в Киевавтодоре.
А в последние несколько дней в связи с интенсивными осадками в Киеве бригады гидротехнических служб и вовсе работают в усиленном круглосуточном режиме.
"Чтобы не допустить подтопления участков улично-дорожной сети", - добавили "Апострофу" в пресс-службе предприятия.
Если все так серьезно, почему же тогда улицы все равно плывут?
Чиновники оправдываются, мол, всему виной, так называемые "проблемные места", а ливневка тут ни при чем, даже если она прочищена идеально.
"Одно из таких мест – улица Фанерная. Выпуск дождевой воды с улицы Фанерной осуществляется в Дарницкий мелиоканал, который проходит в непосредственной близости к улице. В результате загрязненного русла канала бытовым мусором и отходами после обильных осадков уровень воды канала поднимается значительно выше уровня проезжей части улицы Фанерной, что и приводит к подтоплению", - объясняют в Киевавтодоре.
Подобная ситуация наблюдается и на проспекте Победы на участке от проспекта Воздухофлотского до площади Победы, только там выходит из берегов река Лыбедь.
Но проблема подтоплений – не только в засорах канализации и проблемных местах.
"У нас любят строить дома, делать красивую архитектуру домов, но как-то забывают о людях, которые в них живут, что им нужно создать комфортную среду обитания. Дело в том, что изначально не выполнены нормативные требования о перехвате вод на улицах, которые требуют перехватывать воду перед перекрестками до пешеходных переходов, до примыканий въездов во дворы частного сектора, - поясняет "Апострофу" доцент кафедры городского строительства Киевского национального университета строительства и архитектуры Петр Черниченко. – Кроме того, есть проблема плохого качества работ, и не всегда на улицах вообще есть решетки для забора воды. Также по городу такие решетки можно увидеть в абсолютно нелогичных местах, куда вода практически не попадает. Другие решетки ливневой канализации установлены выше отметок, куда должна стекаться вода. Решетки устанавливаются с отступом от бортовых камней, и получается, что вода транзитом пробегает к следующим колодцам, ее становится еще больше, она застаивается, накапливаются большие потоки, а чем больше поток, тем больше мусора он с собой несет. Потом мусор оседает в колодцах – и забиваются трубы. В итоге не перехваченная вода стекается под дома, обваливаются стены. Например, был случай, когда рухнула стена на проспекте Лобановского, а никто никаких мер по защите территорий от подтоплений так и не принял".
Впрочем, не стоит списывать все проблемы только на коммунальщиков. Эксперты уверяют, что не совсем добросовестные предприниматели также вносят свою лепту в засорение ливневок.
"К водоотводящим сетям любыми путями подсоединяются автомойки, а они не должны этого делать, ведь результаты их работы должны обрабатываться: мойки сливают воду с маслами, химией, которая забивает трубы", - резюмировал Петр Черниченко.