Государство должно взять на себя компенсацию ущерба пассажирских перевозок Укрзализныци, ведь повышение грузовых тарифов станет ударом по добывающей отрасли и экономике в целом. Об этом заявила исполнительный директор Национальной ассоциации добывающей промышленности Украины (НАГПУ) Ксения Ориничак.

По ее словам, парламентский транспортный комитет уже поддержал выделение из бюджета около 24 млрд грн на покрытие операционных расходов "Укрзализныци" в 2026 году. Это, по мнению эксперта, должно стать гарантией сдерживания тарифов.

"Если эти средства будут заложены, поднимать грузовые тарифы – безосновательно. Для добывающей отрасли логистика – от 30% до 60% себестоимости продукции. Любой необоснованный рост тарифов фактически лишает компании возможности работать", - подчеркнула Ориничак.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Она также отметила, что сегодня нет прозрачной аналитики, которая могла бы подтвердить необходимость повышения тарифов. "Мы неоднократно обращались к Укрзализныце с просьбой предоставить экономические расчеты. Но никакого обоснования бизнес не получил. Это порождает сомнения в необходимости индексации", – объяснила исполнительный директор НАГПУ.

Орыничак подчеркнула: в Украине уже создался "замкнутый круг" в сфере логистики. Из-за роста тарифов бизнес частично переходит на автоперевозки, что ведет к разрушению дорог и новым расходам бюджета на их ремонт. "В результате мы все время тратим государственные средства – либо на поддержку Укрзализныци, либо на дороги, но не получаем системного решения", – добавила она.

По ее мнению, выход состоит в структурной реформе железнодорожного транспорта – анбандлинга инфраструктуры и перевозок, развитии конкуренции и постепенном привлечении частных перевозчиков. "Во всех странах ЕС пассажирские перевозки финансирует государство, а грузовые работают по рыночным правилам. Украина должна идти по этому пути, а не переводить расходы на бизнес", – резюмировала Ориничак.

Продолжение после рекламы
РЕКЛАМА

Ранее бизнес ассоциации Украины призвали правительство заложить в госбюджете-2026 компенсацию для Укрзализныци за убыточные пассажирские перевозки, чтобы избежать очередного переложения этих убытков на грузоотправителя. В ЕБА также подчеркнули, что эта модель кросс-субсидирования противоречит европейской практике и снижает конкурентоспособность грузовладельцев. Также там посоветовали отменить земельный налог для УЗ, ведь его не существует ни в одной развитой стране.

Как стало известно, в 2026 году Укрзализныця планирует повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки на 37%, чтобы покрыть растущий ущерб от пассажирских перевозок. В то же время, по подсчетам экономистов, такое повышение может привести к падению грузовой базы на 15%, что даст УЗ всего около 12 млрд грн дополнительных доходов. В то же время потери для экономики составят 96 млрд грн ВВП и 36 млрд грн налоговых поступлений