Повышение грузовых тарифов Укрзализныци без системной реформы и прозрачного тарифообразования чревато работой украинских промышленных предприятий и может привести к их массовому закрытию.
Об этом заявил руководитель офиса генерального директора Группы Метинвест Александр Водовиз на конференции «Ведение агробизнеса в Украине» в Киеве, где собрались представители агросектора, логистики, ГМК, министерств и профильных ассоциаций.
По словам Водовиза, Метинвест уже два года работает в убыток и был вынужден остановить работу Ингулецкого ГОКа с 7 тысяч работников. В такой ситуации повышение тарифов на грузовые перевозки может оказаться критическим ударом по промышленности.
Он пояснил, что даже небольшое увеличение тарифа делает поставки на ряде внешних рынков экономически невозможными: «Мы можем получать 5–7 долларов маржи на поставках в Египет. Но повышение тарифов «съедает» эту маржу, и мы вынуждены останавливать доменную печь. Останавливается печь — останавливается еще один ГОК».
По мнению Водовиза, только государство может выступить арбитром между Укрзализныцей и бизнесом и найти баланс между интересами промышленности и национального перевозчика, ведь экономически выгоднее не повышать грузовые тарифы, а частично компенсировать убыточные пассажирские перевозки из бюджета.
Водовоз подчеркнул, что проблема заключается не в прибыльных грузовых перевозках, а в давлении убыточного пассажирского сегмента. В прошлом году его дефицит составил 24 млрд. грн. В странах ЕС такие расходы покрываются бюджетными дотациями, однако в Украине парламент не предусмотрел достаточного финансирования: «Если средства не поступят, есть риск, что железная дорога просто остановится. А без нее невозможно обеспечить работу всей экономики».
Дополнительной проблемой Водовиз назвал почти 525 малодеятельных станций, фактически удерживаемых за счет бизнеса: «Когда объемы перевозок упали вдвое, предприятия вынуждены сокращать людей. А тариф для нас это бьющий по расходам налог. Государство должно вмешаться и решить вопрос убыточной инфраструктуры».
Он также объяснил разницу в тарифах для разных категорий грузов: мелкие аграрные партии в 8–10 вагонов проходят в среднем 15 станций, в то время как маршрутные поезда с рудой – 1–2. Это создает разную нагрузку на инфраструктуру, персонал и энергоресурсы, а значит — разные расходы.
По мнению Водовиза, новая модель тарифов должна базироваться на европейском принципе справедливости: кто больше использует инфраструктуру, больше платит. А действующая модель распределяет затраты на всех одинаково, что создает дисбаланс между отраслями.
«Справедливые тарифы возможны только после реформы Укрзализныци. Нужен прозрачный механизм тарифообразования, который отражал бы реальные расходы на конкретную перевозку», - резюмировал он.