RU  UA

Четвер, 19 грудня
  • НБУ:USD 41.50
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.50

Бюджет в деталях: что будет с гривной, ценами и зарплатами

Что учло, а чего не учло правительство, формируя бюджет на 2016 год

Что учло, а чего не учло правительство, формируя бюджет на 2016 год Эксперты проанализировали проект бюджета на 2016 год Фото: Владислав Содель

В ночь на 25 декабря Верховная рада приняла государственный бюджет на 2016 год. Его составители исходили из сценария, что курс доллара в будущем году не перешагнет за черту 24,4 за $1, инфляция составит не более 12%, а рост цен производителей — не превысит 10,4%. Кроме того, бюджет сверстан таким образом, что его дефицит составит 3,7% от ВВП (около 83 млрд грн). Это соответствует требованиям МВФ, необходимым для выделения очередного кредитного транша для экономики Украины в 2016 году. Без этого транша невозможно будет удержать заложенный в бюджете валютный курс. Однако, по мнению экспертов, дефицит бюджета может быть большим, поскольку реальные инфляционные ожидания в нем занижены. А вот доходы, наоборот, могут быть меньше, чем ожидалось. Кроме того, в случае, если реальный дефицит бюджета будет больше, чем ожидалось, Кабинет министров получает право заморозить социальные выплаты различным категориям льготников.

Государственный бюджет 2016 года, принятый парламентом после четырех часов утра 25 декабря, стал плодом компромисса различных политических сил. Его доходы предусматриваются на уровне 595,081 млрд грн, расходы — 667,734 млрд грн, то есть предельный дефицит составит 83,694 млрд грн (или 3,7% ВВП по сравнению с 4,1% ВВП в 2015 году). Это соответствует требованиям МВФ, предъявленным украинской стороне, для выделения очередного кредитного транша.

Рассчитывая показатели госбюджета, правительство исходило из сценария, при котором рост ВВП в 2016 году составит 2%; номинальный ВВП достигнет 2,2 трлн грн, инфляция — 12%, а рост цен производителей — 10,4%. Предусмотрен незначительный рост минимальной зарплаты, отстающий от темпов реальной инфляции: до 1378 грн с 1 января и до 1550 грн с 1 декабря. Прожиточный минимум также вырастет до 1330 грн, начиная с 1 января, и до 1496 грн после 1 декабря. Согласно пояснительной записке к законопроекту, расчеты при разработке государственного бюджета на следующий год осуществлялись, исходя из прогнозируемого курса гривны в 24,4 грн за $1.

Как известно, госбюджет принимался на основе новой налоговой базы. Она зафиксирована в законопроекте № 3688, который предполагает внесение изменений в Налоговый кодекс. Этот законопроект был принят во второй половине дня 24 декабря. Одним из основных его новшеств является сокращение единого социального взноса с 41% до 22%. Компенсировать снижение налогового пресса на фонд заработной платы предполагается за счет повышения акцизов на спирт и спиртные напитки на 50%, на пиво — на 100%, и в таких же объемах на вина, кроме натуральных виноградных.

В правительстве довольны новым бюджетом. "Он покрывает все потребности страны в финансировании обороны и социальных расходах. В то же время он обеспечивает общий дефицит государственных финансов на уровне 3,7% ВВП, что означает снижение необходимости в привлечении новых долгов для финансирования бюджета. Это важный шаг на пути к оздоровлению экономики", — считает министр финансов Наталья Яресько. Такую точку зрения разделяет и советник Центра экономической стратегии Павел Кухта: "Это первые шаги в сторону снижения налогов и уменьшения доли государства в ВВП. Если они будут продолжены, нас ждёт долгосрочное ускорение экономического роста".

Тем не менее, другие опрошенные "Апострофом" эксперты полагают, что некоторые прогнозные показатели госбюджета не будут соответствовать реальным. "Учитывая снижение цен на мировых рынках сырья и полуфабрикатов, а также минимальное количество инвестиционных источников роста, полагаю, что прогноз по росту ВВП завышен. Для консервативного сценария реальным является 0%. То же самое касается и инфляции. Инфляционные ожидания высоки, и по итогам года могут составить 15-20%", считает экономист Андрей Блинов. Такого же мнения придерживается и один из авторов альтернативного законопроекта по налогообложению №3357, волонтер комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Даниил Монин: "Инфляция, скорее всего, составит 20%".

Также эксперты не исключают, что источники доходов могут не оправдать ожиданий правительства. "Заложенные в бюджет свыше 13 млрд грн доходов от антикоррупционной деятельности и доходов от приватизации (17,1 млрд грн, "Апостроф") сильно завышены", считает Андрей Блинов. Стоит отметить, что в 2015 году государству не удалось выполнить план доходов по приватизации, который составлял 17 млрд грн. Вызывают сомнения и поступления от налогов на прибыль, которые Минфин увеличил на 10-15 млрд грн. "Общий отрицательный финансовый результат составляет 400 млрд гривен. Поступления от налогов на прибыль падают третий год год подряд и в этом году снизятся до 36-37 млрд после 40 млрд в 2014 году. Кроме того, Минфин увеличил на 6 млрд грн прибыль с государственных предприятий. Не уверен, что это реально", пояснил Даниил Монин.

На этом фоне эксперты сомневаются, что правительству удастся сохранить дефицит бюджета в размере 3,7% от ВВП, который в реальности может оказаться несколько большим. Отметим, что стабилизация обменного курса на уровне 22-24 грн за $1 произойдет только в случае положительного решения МВФ по поводу дальнейшего кредитования украинской экономики, а Кабмину разрешено замораживать выплаты различным категориям льготников в случае, если реальный дефицит бюджета превысит прогнозные показатели.

В то же время, по мнению экспертов, государственный бюджет содержит и скрытые резервы для получения доходов, которые не были учтены отдельными статьями. Так, по словам Даниила Монина, инфляция в размере 20%, скорее всего, приведет к тому, что доходы от НДС и акцизные поступления окажутся большими, чем ожидается. Кроме того, снижение ставки ЕСВ может сэкономить бюджету до 20 млрд расходов. "Это фактически нигде не отражено и, скорее всего, уйдет в "распил", считает эксперт.

Обычные граждане в будущем году, очевидно, почувствуют на себе подорожание пива, водки, шампанского и сигарет. Однако не на 20-40%, а несколько скромнее, в силу достаточно высокого уровня ранее установленных минимальных розничных цен. Так, пол-литровая бутылка водки после Нового года может подорожать где-то на 5 грн. Бензин несмотря на 13-процентное повышение акциза вряд ли поднимется в цене слишком сильно. У него есть резервы в размере до 2 грн за литр за счет слабой реакции на падение нефтяных мировых цен.

А вот предприниматели могут быть разочарованы плодом стараний Министерства финансов и Верховной рады, полагает Даниил Монин: "Бизнес ждал радикальную реформу, но не дождался ее. Скорее всего, среди предпринимателей будут возрастать протестные настроения".

Читайте також

Нічого особистого, просто бізнес: що потрібно для того, щоб Трамп вирішив захищати Україну від Путіна

Щоб США на чолі з Дональдом Трампом захищали Україну, наша країна має чимось зацікавити американців

НЕП по-українські: як держава збирається захищати бізнес від самої себе

Влада має знизити тиск на бізнес і провести детінізацію економіки, захист нацвиробника не повинен зашкодити конкуренції

Не лише чорнозем: чим багата українська земля, та які її ресурси можуть зацікавити союзників

Найбільш перспективними з точки зору інвестицій в Україні є родовища літію, титану та графіту