RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.20
НБУ:USD  41.00
Бюджет

Кабмин внес в Раду "пустой" бюджет: три причины, по которым власть тянет время

Кабмин не может рассчитать бюджет без новой налоговой базы

Кабмин не может рассчитать бюджет без новой налоговой базы В парламент поступил "пустой" проект госбюджета на 2016 год Фото: Владислав Содель

Кабинет министров зарегистрировал в парламенте проект государственного бюджета на 2016 год. Как и полагается, правительство внесло документ до 15 сентября, выполнив формальности. Но пока что никаких подробностей относительно сметы на следующий год власти не раскрывают. В тот же день документ был отозван на доработку. Несмотря на проволочку, в бюджетном комитете прогнозируют, что в текущем году с принятием главного финансового документа страны не станут тянуть до конца декабря, а проголосуют до местных выборов, назначенных на 25 октября.

Кабинет министров и Верховная рада со вторника, 15 сентября, начинают новый сезон подготовки госбюджета. До этой даты правительство по закону обязано вносить в парламент проект главной сметы страны на следующий год. Формально в Кабмине соблюли букву закона, зарегистрировав проект и направив его на рассмотрение руководства комитета ВР по вопросам бюджета. Однако, судя по всему, никаких реальных расчетов пока что нет. Связаться с главой комитета Андреем Павелко "Апострофу" не удалось. Но несколько членов комитета, в частности, первый замглавы Василий Амельченко, сообщили изданию, что проект госбюджета на 2016 год они еще не видели. Собственно, и видеть не могли. Как заявил вице-премьер Вячеслав Кириленко, Кабмин сразу же отзовет документ на доработку для согласования спорных моментов. Таким образом правительство работает не впервые. Подобный прием используется последние несколько лет, чтобы, с одной стороны, выполнить требование закона и зарегистрировать документ, а с другой — потянуть время и завершить его подготовку.

Время тянут по нескольким причинам. Прежде всего, нет понимания того, на какой налоговой базе считать проект бюджета. Несколькими днями ранее министр финансов Наталья Яресько заявила, что подавать бюджет в Раду Кабмин может только на основании существующих налоговых порядков. Это значит, что анонсированная Минфином налоговая реформа не может быть учтена при подготовке проекта госбюджета. "Это формальности, которые связывают нам руки. Потому сначала налоговая реформа, потом — бюджет", подтвердил "Апострофу" собеседник из аппарата Минфина. Но вряд ли изменение налоговых правил пройдет быстро. Кроме предложений Минфина, свое видение реформы уже представили в комитете по вопросам налоговой и таможенной политики. Оба варианта заметно отличаются. Причем, по подсчетам министерства, их вариант проекта предусматривает минус 30 млрд грн для доходной части бюджета, тогда как согласно парламентскому варианту минус 135 млрд грн.

Кроме того, как объяснил "Апострофу" член бюджетного комитета Андрей Гордеев, прежде чем рассматривать бюджет, нужно понимать, чем закончится реструктуризация госдолга. По словам депутата, в ближайшие несколько дней бюджетный комитет не планирует подымать вопрос проекта госбюджета, направив все усилия на согласование правительственных законопроектов, необходимых для проведения реструктуризации госдолга. Причем уже в четверг, 17 сентября, парламент может принять необходимый пакет документов. По словам Гордеева, достижение договоренностей с кредиторами также даст основания полагать, на основании каких показателей рассчитывать расходную часть госбюджета.

Еще один нюанс, который мешает бюджетному процессу, это несогласованные расходы на оборонные нужны. Но, по словам Кириленко, этот вопрос может быть решен уже в понедельник на заседании Совета национальной безопасности и обороны. Впрочем, властям также стоит задуматься об источниках для компенсации запланированного повышения социальных стандартов минимальной зарплаты, прожиточного минимума, пенсий и прочих выплат. Как отметил исполнительный директор CASE-Ukraine Дмитрий Боярчук, значительная часть доходов бюджета в 2015 году это доходы НБУ от прошлогодней эмиссии гривны, доходы от 3G лицензии и временный импортный сбор. Кроме того, нужно понимать, что в 2016 году не будет перевыполнения доходов от налога на добавленную стоимость и акцизов, "прилив" которых в бюджет спровоцировали девальвация гривны и последовавшее за ней удорожание товаров.

В любом случае, по мнению первого замглавы бюджетного комитета Василия Амельченко, с госбюджетом важно не дотянуть до последнего, как в прошлом году, когда документ принимали едва ли не под бой новогодних курантов. "Принятие госбюджета должно проходить планово, взвешенно, чтобы все заинтересованные стороны и эксперты могли высказаться", — говорит Амельченко. Но при этом он допускает повышенный градус дискуссий в зале и при работе над проектом в комитетах.

По словам Амельченко, еще остается в памяти голосование за проект бюджетной резолюции на 2016 год. В июне парламент так и не смог набрать достаточного количества голосов, чтобы утвердить предложенные правительством основные макропоказатели. Как объяснил нардеп, многим депутатам предоставленные Минфином цифры тогда показались недостаточно убедительными. Впрочем, по мнению Андрея Гордеева, в этом году подготовка госбюджета также будет иметь политическую составляющую в преддверии местных выборов. Для одних, по словам депутата, это будет пиар в поддержку документа, тогда как для других — против него. Однако в любом случае, грядущие выборы будут подстегивать парламентариев быстрее работать над проектом, считает нардеп. Следовательно, есть вероятность, что до конца октября госбюджет-2016 все же будет принят.

Читайте також

Бюджет-2025: що у пріоритеті, і звідки гроші

Проект бюджету України на 2025 рік виглядає реалістичним, але ризики, пов'язані з його наповненням, залишаються

Кабмін заморожує прожитковий мінімум: що буде із зарплатами українців

Результатом заморозки розмірів мінімальної зарплати та прожиткового мінімуму в Україні стане подальше зубожіння найуразливіших громадян