RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.00
Промисловість

Первый публичный скандал в правительстве Гройсмана: предмет конфликта — ОПЗ

Обсуждение условий приватизации ОПЗ стало причиной конфликта министра финансов Данилюка и первого вице-премьера Кубива

Обсуждение условий приватизации ОПЗ стало причиной конфликта министра финансов Данилюка и первого вице-премьера Кубива Олександр Данилюк на засіданні уряду відкрито виступив проти проекту постанови про умови приватизації ОПЗ Фото: Владислав Содель

Кабинет Министров на заседании 18 мая утвердил условия приватизации Одесского припортового завода со стартовой ценой в 13,18 млрд грн, что в эквиваленте составляет более $520 млн. Cоответствующее постановление поддержали все члены Кабмина кроме министра финансов Александра Данилюка. В ходе обсуждения вопроса разразился настоящий скандал, ставший первым публичным выяснением отношений членов нового состава правительства, утвержденного чуть более месяца назад.

Глава Фонда госимущества (ФГИ) Игорь Билоус на заседании Кабинета Министров 18 мая сообщил, что на аукционе планируется продать 795 млн акций Одесского припортового завода (ОПЗ), что составляет 99,6% всего пакета.

"По итогам независимой оценки государственного пакета акций ПАО "ОПЗ" конкурсная комиссия по приватизации определила стартовую цену в 13,175 млрд грн", - сказал глава ФГИ Билоус, представляя проект постановления правительства об условиях конкурса по продаже предприятия.

Он также сообщил, что конкурс состоится лишь при наличии не менее двух участников, один из которых должен быть нерезидентом Украины. К конкурсу не будут допущены компании из России.

"Мы не будем допускать к участию в приватизации не только российские компании, то есть предприятия страны-агрессора, но и те компании, которые не будут отвечать нормам закона, то есть находятся под FATF (международная организация по борьбе с отмыванием преступных доходов, – А.Э.), находятся в офшорных зонах, которые не утверждены государством, не могут объяснить происхождение денег и не могут предоставить документы относительно установления личности конечного бенефициара. Иными словами, мы не будем допускать участников из Российской Федерации", - заявил глава ФГИ.

Он также отметил, что покупателю завода придется самостоятельно решать вопрос задолженности ОПЗ перед Ostchem Holding Ltd (Дмитрия Фирташа) в размере на $193 млн (без учета пени).

Ранее Билоус заявлял, что решение Стокгольмского арбитража по ходатайству Ostchem от 31 марта 2016 года о запрете ОПЗ отчуждать необоротные активы не повлияет на приватизацию завода.

После этого началось обсуждение проекта постановления, которое привело к скандалу.

Министр финансов Александр Данилюк заявил, что не поддержит постановление. Он отметил, что его решение связано не конкретно с продажей Одесского припортового завода, а скорее касается политики приватизации в стране в целом.

По словам Данилюка, действующее на сегодня законодательство о приватизации необходимо менять. "Эти законы (регулирующие приватизацию) создают нам проблемы на будущее. Я не понимаю, почему Кабинет Министров должен утверждать начальную оценку и почему она должна ограничивать наши действия в будущем. Конкурс должен определить цену, и поэтому для меня начальная цена – это абсолютно что-то техническое, что не должно нас ограничивать. Почему это должно делать правительство? Это требование закона. Поэтому я думаю, что в будущем эту норму нужно отменять", - сказал он.

Данилюк также затронул вопрос запрета на участие в приватизации российских компаний.

"Как сейчас прописано в законе, у нас создаются определенные риски. Даже если одна акция принадлежит россиянину, эта компания не сможет принять участие в приватизации. Посмотрим на публичные корпорации…, например British Petroleum или Gaz de France. Там, скорее всего, есть россиянин, потому что это глобальный мир. А даже если это не так, то, в принципе, такая акция может быть куплена даже за одну минуту до начала конкурса", - отметил министр.

Заявление министра финансов спровоцировало ответную реакцию его непосредственного начальника — первого вице-премьера Степана Кубива, который в правительстве курирует финансово-экономический блок.

"Сегодня заседание правительства не устанавливает цену (ОПЗ)… Аукцион установит цену, а мы сегодня говорим о принципах конкурса… Мы пригласили международных экспертов, международные аудиторские фирмы, дали публичных консультантов, консультации представителей Европейского Союза и Международного валютного фонда, Европейского банка реконструкции и развития, которые имеют исторический опыт становления, как условий, так и принципов. И правительство не вправе и не собирается оценивать эти вещи", - заявил Кубив.

Он напомнил, что аукцион по продаже ОПЗ будет проведен в прямом эфире.

Также, по его словам, до заседания Кабмина проводились встречи рабочей группы по подготовке проекта постановления, куда приглашались представители всех министерств и ведомств, которые могли задать интересующие их вопросы и представить свои замечания.

Кубив рассказал, что, например, возглавляемое им Министерство экономического развития и торговли дополнило условия конкурса пунктом об усилении противодействия легализации отмывания средств, полученных незаконным путем. "Мы внесли позицию обязательной аудиторской проверки покупателей, которая освидетельствует достоверность информации о финансово-имущественном состоянии по международным стандартам", - сказал он.

В дискуссии также приняли участие приглашенные на заседание правительства народные депутаты.

Глава комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики, заместитель лидера фракции "Народный фронт" Андрей Иванчук назвал преступлением продажу ОПЗ с задолженностью перед компанией Фирташа.

"Задолженность ОПЗ в 5 млрд грн Ostchem – это преступление, это фиктивная задолженность, сформированная за счет злоупотреблений должностными лицами режима Януковича", - сказал он.

Депутат из фракции "Самопомич" Андрей Журжий в свою очередь заявил, что стартовая цена ОПЗ в $520 млн, которую предложил ФГИ, слишком низкая. "По результатам конкурса, который был проведен в 2009 году, цена сложилась в районе $620 млн, поэтому было бы логично отталкиваться не от $500 млн, а от $600 млн. Тогда Фонд госимущества отменил результаты аукциона, потому что цена в 620 млн оказалась слишком низкой", - сказал нардеп.

Глава правительства Владимир Гройсман попытался взять на себя роль мирового судьи.

"То, что касается цены, – отмечается стартовая цена. Конечная цена, какую бы мы не поставили стартовую, будет определена аукционом. Наша задача – как можно большее количество участников, наша задача – чтобы было не меньше двух участников, иначе мы не будем проводить этот аукцион. Наша позиция в том, чтобы все, кто будет принимать участие в аукционе, были известны – что это за компании", - резюмировал премьер.

После этого он поставил проект постановление об условиях приватизации ОПЗ на голосование. Решение было принято при одном воздержавшемся. Им прогнозируемо оказался министр финансов Александр Данилюк.

Читайте також

"Об'єднану гірничо-хімічну компанію" приватизували: чи з'явиться український титан у російських ракетах

Незважаючи на жорсткий моніторинг, український титан після приватизації Об'єднаної гірничо-хімічної компанії може потрапити до Росії

Нова війна між США і Китаєм: хто заволодіє нафтою XXI століття

Між США та Китаєм загострюється боротьба за лідерство у сфері виробництва мікрочіпів, що загрожує потрясіннями для всього світу

На США сподівань мало: чим українська зброя може бути корисною Європі

Україна та ЄС співпрацюватимуть у сфері ОПК через військову загрозу з боку Росії