RU  UA

Пʼятниця, 22 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.00
Налоги

Без единого налога

Правительство хочет пересмотреть упрощенную систему налогообложения

Правительство хочет пересмотреть упрощенную систему налогообложения Государственная фискальная служба намерена ограничить сотрудничество бизнеса с малым и средним предпринимательством Фото: PHL

А' разобрался в реформировании упрощенной системы налогообложения, предложенной Государственной фискальной службой. Уже с 2015 года количество групп плательщиков единого налога может быть сокращено с 6 до 4, их годовой оборот ‒ пересмотрен, а ставки налога ‒ снижены, что, по мнению авторов инициативы, легализует малый и средний бизнес. В то же время будут введены искусственные ограничения на сотрудничество с предпринимателями, что, мнению экспертов, чревато сокращением количества малого и среднего бизнеса в Украине.

Государственная фискальная служба (ГФС) настроена упростить ведение малого и среднего бизнеса, предложив правительству реформу упрощенной системы налогообложения. Причем этот документ, как и все инициативы по пересмотру налоговой системы, разрабатывается в режиме строгой секретности. А глава ГФС Игорь Билоус даже отказывается говорить о содержании изменений, которых следует ожидать бизнесу до тех пор, пока его предложения не будут согласованы с премьер-министром Арсением Яценюком. Как уже сообщал А', главный налоговик страны заявил лишь о сокращении количества групп плательщиков единого налога с шести до трех.

А' разобрался в содержании предложенных норм. Как выяснилось, групп плательщиков может быть четыре, а не щесть, как сейчас. На первой группе могут находится физлица-предприниматели с годовым оборотом до 300 тыс. грн (сейчас ‒ 150 тыс. грн), а ставка налога для них составит до 10% от минимальной зарплаты (МЗ; 121,80 грн; сейчас ‒ 1-10% МЗ). Во второй группе оборот не должен превышать 1,5 млн грн (1 млн грн), с которых придется уплатить 20% МЗ (243,60 грн; 2-20% МЗ), в третью уже могут входить и юридические лица ‒ до 20 млн грн (5 млн грн) с уплатой 2% от дохода при наличии свидетельства плательщика НДС, без него ‒ 4% (3% и 5% соответственно). Последняя категория плательщиков может включать только сельхозпроизводителей, у которых доля собственного производства превышает 75%. Ставка для них составит 0,03-1%/1 га нормативной денежной оценки земли в зависимости от места ее расположения. Согласно норм Налогового кодекса, годовой объем дохода до 20 млн грн сейчас имеют плательщики пятой и шестой групп, которые платят 5% с НДС и 7% ‒ без.

По подсчетам ГФС, при реализации новой упрощенной системы ежегодные потери бюджета могут превысить 1 млрд грн. Кроме того, налоговики считают целесообразным ввести двухлетний мораторий на фискальные проверки такого бизнеса. Аудит плательщиков будет проводится исключительно по их желанию или на основании решения суда. Следует отметить, что это единственная норма, которую бизнес готов поддержать. По словам и.о. главы департамента доходов и сборов физических лиц ГФС Александра Ребчука, предложения его ведомства направлены на упрощение системы, и если нормы будут поддержаны парламентом, то они начнут работать уже с 2015 года. Советника главы ГФС, руководитель главы налогово-юридической практики аудиторской компании Ernst & Young Владимир Котенко добавляет, что расчет здесь состоит еще и в том, что реализация предложений позволит ликвидировать схемы минимизации налогов, в которых, по мнению правительства, участвуют «единоналожники»: «Расчет на легализацию. Предприниматели будут платить, поскольку снижается ставка и увеличивается оборот».

По словам руководителя секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрея Забловского, предпринимателей устраивает и действующая система. От бизнеса не поступало сигналов, что есть крайняя необходимость пересматривать законодательство. «В нынешнее время не следует проводить налоговых экспериментов. Бизнес работает, а пересмотр норм повлечет за собой переход компаний из одной группы в другую, перерегистрацию,‒ говорит господин Забловский.‒ И это мы видим только концепцию, а дьявол кроется в деталях». Он сомневается, что так называемая, реформа может дать положительный эффект. Он полагает, что она приведет только к дезорганизации налоговой системы, «Для реформирования налоговой системы создано огромное количество рабочих групп при разных ведомства. Эксперты и бизнес тратят свое личное время на разработку норм, а в результате появляется вообще непонятно что»,‒ добавляет член рабочей группы при Минфине Александр Ленгауэр. «В налоговой ‒ огромный штат сотрудников, они же должны показать, что чем-то занимаются»,‒ соглашается заместитель главы Всеукраинского объединения малого и среднего бизнеса «Фортеця» Виталий Андреев.

Глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз поясняет, что сейчас бизнес разделился на два лагеря ‒ одних устраивает система, другие обвиняют предпринимателей в схемах минимизации налогов. Кроме того, напомним, что и МВФ неоднократно рекомендовал правительству пересмотреть упрощенную систему налогообложения, в частности путем сокращения пятой и шестой групп. «Однако налоговая не только не убрала пятую и шестую группы, а предоставила еще больше возможностей для уклонения. 20 млн грн ‒ очень большая сумма, а если еще и налог снизить, то туда перейдет весь ликвидный бизнес»,‒ говорит она. По мнению госпожи Дроговоз, логично было бы предусмотреть реальные стимулы для выхода из тени ‒ сократить нагрузку на зарплаты, упростить процедуры регистрации и перекрыть возможность контрабандного ввоза товаров. «Все обвиняют малый и средний бизнес в продаже контрабандного товара вместо того, чтобы перекрыть эти схемы»,‒ возмущен господин Андреев. «Правительство делает условия жизни бизнеса и простых граждан невыносимыми, сокращая расходы и усиливая давление, а схемы остались прежними, сбор налогов наперед сохранился, в дерегуляции ничего не поменялось, в Минобороны воруют и никого не сажают. Неужели власть не понимает, что люди могут выступить и против них?» ‒ говорит господин Ленгауэр.

При этом в бизнес ассоциациях отмечают, что в документе есть еще одна норма, которая может существенно сократить количество малого и среднего бизнеса. В ГФС намерены искусственно ограничить сотрудничество бизнеса с малым и средним предпринимательством. При приобретении товаров, работ и услуг, в том числе и необоротных активов у субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, финансовый результат до налогообложения должен увеличиться на 50% стоимости такого приобретения. Искусственные ограничения уже действовали несколько лет назад, тогда правительство Николая Азарова запретило включать в расходы затраты бизнеса на приобретение товаров, работ и услуг у «единоналожников». Крупный бизнес практически полностью прекратил операции с плательщиками единого налога, поскольку в таком случае, налогооблагаемая прибыль возрастала. «При наличии этой нормы многие перестанут работать с "единщиками", что убьет большую часть малого и среднего бизнеса»,‒ резюмирует Юлия Дроговоз.

По информации А', все идеи по пересмотру налоговой системы будут рассмотрены правительством уже в субботу. Это должно стать базой для формирования проекта бюджета на 2015 год, который Кабмин должны внести в парламент до 15 сентября.

Читайте також

Оподаткування посилок в Україні: плюси та мінуси

Україні перед вступом до Європейського Союзу буде необхідно запровадити оподаткування міжнародних посилок

Не тільки фанати: чи змусять українців сплачувати податки з доходів, які вони одержують на іноземних інтернет-платформах

Масове оподаткування українських виробників контенту на платформі OnlyFans, а також в YouTube та TikTok виглядає досить сумнівним

Податки для ФОПів підвищать: якими будуть наслідки

Реформа спрощеної системи оподаткування позбавить Україну конкурентної переваги та знищить малий бізнес у країні