В четверг на неформальном саммите лидеры Евросоюза продолжили обсуждение достигнутых в Минске договоренностей по решению конфликта в Украине. Участвовал в саммите и украинский президент Петр Порошенко, который призвал Запад «сохранить давление на Россию», чтобы заставить ее выполнять взятые на себя обязательства. Впрочем, сами лидеры ЕС прямо дали понять, что никаких иллюзий по поводу договороспособности России у них не осталось. Они не только не стали обсуждать возможность ослабления санкций в связи с достигнутыми договоренностями, но еще и пригрозили новыми ограничениями, если эти договоренности не будут соблюдаться.
Неформальный саммит глав государств и правительств стран Евросоюза состоялся вчера в Брюсселе. В связи с затянувшимися переговорами по украинскому вопросу в Минске, в которых участвовали канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд, мероприятие пришлось перенести, поэтому началась оно уже ближе к вечеру.
Саммит посетил и президент Украины Петр Порошенко, который прибыл в Брюссель сразу же после минских переговоров. Он встретился с европейскими лидерами, представил достигнутые договоренности и отчитался о ситуации на Донбассе, подчеркнув, что главное достижение 17-часовых переговоров – прекращение огня.
– Мы требовали немедленного прекращения огня, без каких-либо условий. Но они (РФ и сепаратисты.– А') настояли, чтобы до него прошло 70 часов. Сразу после подписания минских соглашений пророссийские террористы начали наступательную операцию. Поэтому для нас жизненно важно сохранить давление на Россию, чтобы заставить ее выполнять обязательства,– обратился к ЕС господин Порошенко.
Помимо этого, глава государства призвал Евросоюз предоставить Украине на саммите «Восточного партнерства», который состоится в Риге в мае, безвизовый режим. «Я считаю, что это будет очень важным и логичным шагом сотрудничества с нашей страной. И я был очень рад реакции наших партнеров»,– сообщил господин Порошенко.
Лидеры ЕС вняли призывам украинского президента. На итоговом брифинге, который состоялся около полуночи по киевскому времени, президент Европейского совета Дональд Туск заявил, что представители Евросоюза обсуждали «прежде всего, Украину». Он тут же дал понять, что у ЕС нет иллюзий по поводу готовности России выполнять минские договоренности. «У нас плохой опыт относительно соблюдения первых минских договоренностей (подписанных в сентябре.– А'), поэтому мы должны быть очень осторожны. Вера в добрую волю президента Путина довольно ограничена»,– заявил господин Туск.
По его словам, ЕС ожидает полного соблюдения прекращения огня на Донбассе и «реальной деэскалации», в противном случае Брюссель готов усилить давление на РФ.
– Мы будем готовы к любым изменениям – хорошим или плохим. Если имплементации не будет, мы не будем колебаться, чтобы предпринять необходимые шаги,– пригрозил глава Евросовета.– Мы не обсуждали новые санкции, но мы также не приняли решение об отмене санкций, в том числе одобренных в ходе последнего заседания Совета по иностранным делам. Мы считаем, что наше давление может поощрить Россию выполнять минские соглашения.
Оптимизма по поводу будущего договоренностей, достигнутых на этой неделе, явно не испытывают также непосредственные участники переговоров – Ангела Меркель и Франсуа Олланд.
Господин Олланд заявил, что условия для поставок в Россию вертолетоносцев «Мистраль», которые были заблокированы в ответ на агрессию РФ против Украины, «еще не сложились».
Ангела Меркель пошла еще дальше, пригрозив дальнейшими санкциями в случае невыполнения Россией ее обязательств. «Мы оставляем открытой возможность того, что в случае, если новые соглашения не будут выполнены, нам придется вводить новые ограничения»,– заявила госпожа Меркель после саммита.
Официальные представители РФ оправдывают опасения по поводу договороспособности России. Сегодня пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что Российская Федерация не обязана выполнять минские договоренности, поскольку не является стороной конфликта на востоке Украины: «Россия – это страна, которая призвана сторонами конфликта. Это страна, которая призвала стороны конфликта подписать комплекс мер по выполнению минских договоренностей. Но Россия не является стороной, которая выполняет этот комплекс мер. Это страна, которая выступает гарантом, которая выступает с призывом, но, безусловно, это не сторона, которая должна предпринимать действия для этого. Мы просто не можем это делать физически, потому что Россия не является участником этого конфликта».