RU  UA  EN

Пʼятниця, 15 листопада
  • НБУ:USD 41.00
  • НБУ:EUR 43.40
НБУ:USD  41.00
Суспільство
Погляд

Вся проблема Онищенко: он сильно активничал политически

10 тезисов об Онищенко журналиста Михаила Подоляка

10 тезисов об Онищенко журналиста Михаила Подоляка Фото:

История Александра Онищенко - вчера одного из крупнейших игроков газового рынка, а сегодня уже почти разоренного беглеца - весьма занимательна. Ведь это убедительнейшая история о том, что, во-первых, категорически нельзя верить в дружбу любого политика. Он обязательно обманет. Крупно. Неожиданно. Исподтишка. Онищенко, и он сам это активно признает, выполнял разные личные поручения на протяжении последних двух лет: финансировал мелкие и крупные политические проекты, поддерживал "нужных" (не ему, разумеется) мажоритарщиков, проводил переговоры с буйными и агрессивными медиа (скорее, кормил деньгами), "успокаивал" легендарные "хотелки" разных политических групп в парламенте, а главное - регулярно модерировал непростой диалог с "внутренним коалиционным диссидентом" - Юлией Тимошенко. А это очень непросто, особенно учитывая ее личный электоральный рост и давнюю личную неприязнь сами знаете с кем.

Во-вторых, это история о том, что ради красивой PR-картинки в разочарованной и жаждущей хоть чьей-нибудь крови стране вполне можно пойти на беспрецедентное вранье. Многих нынче сиятельных и влиятельных персон сильно раздражало, что Онищенко упорно сидит на большом сырьевом потоке. Да, он отдает все необходимые платежи - формальные и неформальные. Во все бюджеты - общаковые, личные и государственные. Но сидит же! А жадность всегда очень хочет кушать. Вот так и появляется на свет грандиозный, но восхитительный миф о "воровстве 3,2 млрд грн" группой Онищенко. О "группе" молчим - ее, конечно, нет. Есть совершенно разные и часто незнакомые люди со своими интересами. Но "группа" - это резкое утяжеление статей.

Впрочем, речь не об этом. О сути. Так вот, совсем скоро из заявленной суперсуммы "украденного" осталось 1,6 млрд грн. Потому что ровно половину якобы уворованного составляла... официальная налоговая рассрочка. Государство само предоставило льготу и само же ее вписало в умышленный убыток? Слишком глупо даже для нынешних резвых "следственных спецов", которые, увы, как правило, не читают написанное буквами, а видят только большие цифры. Но сумма-то все равно большая? Тогда бежим дальше. В остальных 1,6 млрд тоже ведь зашиты две странные составляющие. 50-процентная доля частных компаний в совместных (с государством) предприятиях. А это сразу минус 800 млн. Или человек настолько глуп, что вместо получения легальных "белых" денег (которые нынче, в век глобальной деоффшоризации, ценятся на вес золота) украл собственный доход, превратил его в грязь. Чтобы потратить 40 копеек с гривны за последующую "стирку"? Нет, мир, конечно, полнится пивными идиотами. Но "презумпцию ума и хитрости" еще не отменяли.

Иная странность - инвестиции в скважины. В их ремонт. В их подготовку. В транспортную логистику. Или кто-то всерьез полагает, что государство по доброте душевной отдает идеальный готовый бизнес в частные руки? Нет, оно отдает обычный сырьевой актив, право на риск, потенциальную дырку в земле - нашел, вложил, построил, откачал, продал. А это еще минус 200 млн инвестиций. Итого - 600 млн мнимых убытков. Но и в них кроется много подводного - невыплаченные обязательные платежи "Укргаздобычей" за подготовку транзита, платежи за хранение, разные амортизации. Честен ли Онищенко на все сто процентов? Нет, конечно. Но кто из крупных бизнесменов честен в коррупционной стране, где именно крупный чин из Кабмина обилечивает твой бизнес вдоль и поперек?

В-третьих, это история о газе, которого нет ни для кого, кроме ключевых администраторов. Газ у нас - это ведь не товар. Исключительно "разрешение с предоплатой". Чтобы точно понять роль и место Онищенко во всей этой истории, позволю себе обозначить несколько простых вопросов. Какую долю на рынке держали компании Онищенко? Если кто-то не знает ответ, то он удивится. Сколько у нас газовых месторождений в стране и сколько из них действительно действующих? Кто реально дает разрешения и модерирует суммы платежей? А дальше мы имеем топ-10 тезисов.

1. Крупный бизнес - любой - всегда имеет госсмотрящих из числа ближнего круга. Они решают админзадачи, составляют шахматку платежей, забирают долю. Всегда с "половины". Так кто же может быть коррупционером?
2. Рынка газа нет. Есть жестко регулируемая вертикаль, в которой все ключевые решения принимают уполномоченные представители государства. На уровне Кабинета Министров и дальше по нисходящей – "Нафтогаз" и его 100-процентная дочка "Укргаздобыча".
3. Онищенко в этой вертикали - всего лишь один из просителей "права". Успешный - да. До вчера.
4. Любой "проситель" в отрасли полностью зависим от решений чиновника - по объемам добычи, рентным платежам, ценообразованию, обязательным неформальным платежам.
5. Объемы добычи совместных предприятий Онищенко совершенно не критичны и точно никак не влияют на физических потребителей. Его газ нужен только для промпредприятий.
6. Можно ли на данном рынке работать самостоятельно? Глупый вопрос. Конечно, нет. Ты платишь за право получать задания. Все жестко регламентируется.
7. Все предприятия отрасли проходят через бесконечные проверки фискалов. Аудит за аудитом. Если выявлено малейшее нарушение, сразу происходит доначисление. Отрасль - ведь дойная корова для бюджета, который пухнет от социальных обязательств.
8. Сверхжесткая манера ведения следствия НАБУ - это прямой результат низкой компетенции, настроя на быстрый публичный результат. А потому в следствии сегодня куда больше психологического давления, чем поиска экономических доказательств.
9. Силовики — по-прежнему наиболее деятельный инструмент передела рынков, изгнания бывших партнеров, увеличения собственных теневых долей.
10. Ничего в Украине Онищенко доказать не сможет. Никогда. Никто банально не заинтересован, чтобы он вообще что-то доказывал в юридической плоскости. Все просто, как дважды два. Уехал? Сиди там и молчи, пока мы разорвем твой бизнес в клочья.

В чем все-таки ключевая проблема Онищенко? Не так и не с теми договорился. Устно. В смс-формате. И очень сильно активничал. Политически. Финансировал какие-то попутные проектики. Начал надуваться медийно... В это время у "кое-кого" появилась блестящая мысль - переделить отрасль, убрать лишних, увеличить доли. А как сделать это идеально? Правильно. Три шага. Первый: находишь "мишень", известную и простецкую, которую легко превратить в медийного коррупционера. Онищенко, который никогда не играл всерьез, совершенно не готов был отражать медийные удары.

Второй шаг: позволяешь резвым мальчикам из НАБУ, которые буквально пухнут от тщеславия, в течение полугода проводить негласные оперативно-розыскные проверки. Но при этом ты продолжаешь гладить человека по головке и просишь его еще "профинансировать проект".

Третий (итоговый) шаг: демонстративно бьешь человека, изгоняешь из страны. И он, которого все считали большим игроком, неприкасаемым, так как всегда соглашался с условиями "смотрящих", в считанные дни превратился в испуганного изгоя. И что это значит? Для самого Онищенко - только потребность все-таки найти мощную площадку для защиты, а вот для всех остальных участников отраслевого рынка - Мартыненко, Злочевского, Хомутынника и еще полутора десятка фигурантов - потребность молча согласиться с новыми правилами, отдать не десятину, но половину, уйти из наиболее вкусных месторождений. Иначе... Вопрос остается открытым: так кто может считаться газовым коррупционером в нынешней Украине? Тот, кому нарезают задачи или тот, кто эти задачи нарезает?

Читайте також