RU  UA  EN

Вівторок, 5 листопада
  • НБУ:USD 41.05
  • НБУ:EUR 44.40
НБУ:USD  41.05
Суспільство

​"Дилер реальности" против церкви?

"Апостроф" прочел роман и рассказывает, чем нас впечатлила книга-провокация

"Апостроф" прочел роман и рассказывает, чем нас впечатлила книга-провокация Фото: Апостроф

Книга-провокация "Дилер реальности" болгарского писателя Николаса Димитрова – футурологический триллер и кипербанк-роман о корпоративном шпионе, который становится мессией первой цифровой религии в мире. Редакция "Апострофа" прочла книгу и рассказывает (без спойлеров) – какие темы затрагивает роман и почему это произведение всерьез претендует на титул самой скандальной книги года.

История Золтана Варго – главного героя "Дилера реальности" – начинается как шпионский триллер, повествуя о мире недалекого будущего, где потребление достигло предела, мораль вышла из моды, религии превратились в фастфуд, человечество погрязло в развлечениях, разврате и наркотиках, а у элиты появился новый вид развлечений - персональная реальность, в которой можно воплотить любую, даже самую порочную и преступную фантазию.

Герой внедряется в корпорацию, создающую персональные реальности, и любой ценой, не гнушаясь даже самых постыдных поступков, добывает нужную ему информацию. В итоге, сам оказывается впутанным в дьявольскую игру новых правителей мира, по ходу совершая удивительные открытия. Каждое из них бьет под дых читателя — все сильнее и сильнее, не оставляя равнодушным до финальной развязки (которая вас обязательно удивит!). Именно по этой причине роман и привлек столько внимания, став одной из самых скачиваемых книг за последнее время.

Многие сцены "Дилера реальности" вызывают шок и провоцируют разного рода дискуссии в соцсетях – о новом цифровом наркотике, порнографическом эксперименте над миллионами людей и тесте на сексуальную совместимость с руководством при приеме на работу.

Однако, самый большой резонанс получила изложенная в романе идея создания первой цифровой религии и обретения людьми вечной жизни в виде оцифрованных сущностей. Одновременно "Дилер реальности" развенчивает мировые религии как устаревшие и неспособные удовлетворить духовные потребности человека эры digital.

Церковь и священники захватили монополию на веру, однако человек не нуждается в посредниках, чтобы стать ближе к Богу. Основные мировые религии превратились в крупные корпорации, они устарели по форме и сути и не способны содействовать духовному развитию современного человека. Именно поэтому, главный герой романа в своих духовных поисках приходит к необходимости создания религии на совершенно новых началах – Николас Димитров

Учитывая негативную реакцию на роман со стороны РПЦ и консервативной общественности России, мы спросили автора, не боится ли он, что в Украине, стране с патриархально-консервативными ценностями, "Дилер" также может нарваться на жесткую критику церкви и блюстителей морали.

"Я ничего не имею против существующих мировых религий, кроме того, что они давно превратились в транснациональные корпорации, продающие духовный фастфуд. Элементарное наблюдение за тем, как меняется поведение и ценности людей сегодня, наталкивает на мысль о том, что старые религии проиграют в борьбе с цифровыми технологиями и новой ментальностью человечества. Так что, да, роман утверждает, что эти религии, которые все меньше и меньше исполняют свою духовную миссию, ждет скорый крах и это будет шоком не только для Украины", - прокомментировал Димитров.

Кстати, группа Facebook запретила промо-ролик романа к показу в Facebook и Instagram, ссылаясь на "шокирующий, неуважительный и сенсационный контент", “сексуальный подтекст", "обнаженную натуру" и даже "сцены насилия".

Димитров с такими характеристиками Facebook не согласен и обвиняет крупнейшею соцсеть в необъективной оценке и цензуре.

"Негативная реакция церковников на роман была вполне ожидаемой, а вот позиция глобальных соцсетей меня глубоко расстроила. Facebook и Instagram должны выступать рупором свободы слова и самовыражения, а они ведут себя, как местечковый худсовет", - посетовал Димитров. И добавил, что уже находится в процессе подачи судебного иска на Facebook.

В то же время, автор утверждает, что «Дилер реальности» писался не ради голого эпатажа и не из желания угодить избалованному читателю. (К слову, в книге использованы эксклюзивные и провокативные иллюстрации, часть из которых выполнила 15-летняя девушка)

"Главный месседж романа состоит в поисках ответа на вопрос, кто мы есть в этом мире, почему мы делаем то, что делаем и как мы реально можем стать ближе к Богу. В конечном итоге, роман подводит к тому, что каждый из нас и есть дилер своей реальности", - резюмирует Димитров.

По признанию писателя, скоро нас может ждать продолжение романа, а главный герой книги проснется уже не в Сингапуре, а совсем в другом месте, возможно, даже в Киеве.

Как отмечалось выше, изложенное в книге видение будущего уже вызвало немалый общественный резонанс. "Апостроф" также обратился к публичным персонам за комментариями относительно основных идей романа. Предлагаем вашему вниманию их мнения.

Евстратий Зоря, архиепископ, представитель Православной церкви Украины

Я не могу отрицать появление чего-то, что будет называться цифровой исповедью, но ничего общего оно на самом деле не будет иметь ни с церковью, ни с религией, ни с верой. Есть вещи, которые предусматривают личное участие человека. Никакие технологии и достижения не могут изменить того, как совершается таинство.

Новые религии появляются довольно часто, в формах сект, групп, культов. Сейчас также никто не может отрицать, что может появиться какая-то группа, которая будет любить цифровые технологии или в них видеть достижение просветления, спасения, перерождения, вечной жизни и т.д. Но я не думаю, что это действительно может превратиться в какую-то действительно мировую религию, как христианство, ислам, иудаизм или буддизм.

Впрочем, я вижу самую первую и самую главную угрозу в том, что люди теряют живую связь друг с другом и настоящее заменяется воображаемым. Люди вместо того, чтобы переживать за вещи, которые непосредственно касаются их жизни, занимаются тем, что отягощаются информационным пространством. А другая опасность - создание информационных пузырей, когда человек живет не в реальной жизни, а, имея определенные убеждения, эмоциональную склонность к чему-то, симпатии и антипатии, находится в этом информационном пузырьке. Люди могут жить рядом в одном доме, но находиться в абсолютно разных информационных реальностях. Таким образом распадается целостность общества, и, соответственно, государства могут начать распадаться.

Николай Данилевич, протоиерей, заместитель председателя отдела внешних церковных связей УПЦ

Невозможно общаться с богом по телефону или компьютеру. Нужно общаться с Богом лично. Так же, как нельзя любить человека по телефону или другим цифровым средствам. Поэтому такая новая "цифровая" религия появится только тогда, когда появится новый Бог или новое учение. Но я пока не вижу предпосылок для этого появления.

Будки-исповедальни с помощью интернета, о которых идет речь в романе, существовали некоторое время в католической церкви, но впоследствии эта практика была прекращена.
Потому что, опять же, исповедоваться нужно непосредственно у живого священника. Священник должен прочитать молитву, положить руки на человека и прочитать Прощеную молитву от грехов.

Конечно, технологии меняют мир. Успех проповеди в первые века христианства объяснялся наличием в Римской империи хороших дорог, по которым ходили апостолы и проповедники и разносили весть о Христе. Я считаю, если бы Апостол Павел, один из самых известных проповедников христианской веры, жил в наше время, он был бы первым пользователем Facebook и других социальных сетей. Сейчас люди сидят в социальных сетях и в интернете. Именно таким образом мы, священники и люди веры, идем к ним.

Андрей Длигач, футуролог, доктор экономических наук

Где в цифровом обществе проходит граница между дозволенным и запрещенным? В цифровом мире нет такой границы, до тех пор, пока её не проведёт владелец конкретной экосистемы — Google, Facebook, Amazon и другие. Следующий этап развития — децентрализованный, дающий больше свобод для креатива и со-творения — вообще исключит границы. В том числе и границу между миром человека и искусственным интеллектом (ИИ).

Социальные процессы управляемы. Даже если мы не знаем управляющего в какой-то конкретный момент. Оцифрованным человеком управлять легко, поскольку наученный ИИ легко подбирает аргументы для «продажи» человеку чего-либо (товара, идеи или политика) на основе его предыдущего поведения. По сюжету романа, большая корпорация работает над разработкой Персональных реальностей, с помощью которых можно будет программировать людей и влиять на их принятие решений – эту идею теперь даже сложно назвать фантастичной. Вопрос теперь ставится иначе: когда это будет реализовано. Мы уже живем в мире программируемых реальностей, персонификации рынков и генного редактирования человека. Значит вопрос цифровых сущностей и реальностей — это вопрос настоящего, а не далекого будущего.

Николас Димитров — автор, умеющий писать сразу на двух уровнях: его роман — это одновременно и психологическая драма, сотканная из полутонов, и жесткая на грани с абсурдом социальная сатира, как нельзя точно передающая пороки современного общества. Именно сочетание этих двух талантов — злобно высмеивать и затрагивать самое сокровенное – делает Димитрова одним из интереснейших литературных открытий года, а заодно — одним из самых обсуждаемых персон. Сам автор, несмотря на достаточно публичное прошлое, сейчас намерено держится в тени и не всегда охотно идет на контакт. Получив образование в престижных университетах Брюсселя, Вашингтона и Буэнос-Айреса, Димитров в 22 начал работать в ООН, а в 24 года уже стал самым молодым представителем Всемирного банка в Македонии. Но эксцентричный характер экспериментатора вынудил его завершить успешную карьеру в финансовом секторе и попробовать себя в роли актера, продюсера и ведущего на телевидении. Возможно, в какой-то степени сам автор и есть прототипом главного героя, по крайней мере по части бунтарства и таланта - уж точно.