Вице-президент США Джо Байден в интервью одному из телеканалов заявил, что Америка ответит на российские кибератаки на американские политические организации. Он пообещал, что президент РФ Владимир Путин будет знать об этом ответе, а США выберут для этого время и обстоятельства, которые произведут максимальный эффект. В своей колонке для "Апострофа" российский журналист и публицист Леонид Радзиховский обратил внимание, что заявление Байдена появилось в самый разгар избирательной кампании в Америке, когда обострение в отношениях с Россией играет против одного из основных претендентов Дональда Трампа. Журналист также отметил, что любая эскалация в отношениях Америки и России – только на руку Путину, которому необходимо чувствовать себя в центре мирового внимания.
Кибератаки, о которых заявил Байден, как мне кажется, хотя и возможны, но это все-таки больше пиар. Причем адресованный не столько России, сколько американцам. Последние три недели избирательной кампании (президента США, - "Апостроф") – самые безумные, самые горячие. У Клинтон есть некий перевес, но в любой момент он может уменьшиться. В свою очередь Байден и Обама кровно заинтересованы, чтобы этот перевес укрепить. И поэтому сейчас любое громкое обострение с Россией – совершенно очевидно работает против Трампа. Трамп заклеймен как русский агент: идиотская помощь России в форме сливов и в грубого вмешательства в американскую избирательную кампанию - сработала против него. В России сделали по-черномырдински – "хотели как лучше, получилось как всегда". Они бросили шар Трампу, и попали прямо в глаз. И вполне естественно, что американская администрация хочет додавить эту линию. А Трамп попадает в совершенно идиотское положение, потому что, если разгорается компьютерный скандал с Россией, то, что делать ему? Нападать на Россию – терять лицо. Защищать Россию – два раза терять лицо.
Поэтому я думаю, что весь этот накал страстей между Америкой и Россией стихнет ближе к концу выборов в США или сразу после их окончания. В целом он говорит об одном - о накапливании негатива вокруг России. И я читаю, что та самая холодная война, о которой так много рассуждают – уже идет. Все говорят – "мы на грани холодной войны". Ни на какой мы не на грани, война уже идет по факту. Ее ведь не объявляют, не посылают посла с нотой. Психологическая война, пропагандистская война, отчасти экономическая, политическая война... И в Сирии, и в Украине, в ООН и в других местах. Для Путина такая война – мать родна. Это для него превосходная стихия, он в ней себя чувствует, как рыба в воде. Для него это огромное удовольствие, она ему просто нужна.
Я считаю, что последствий от заявлений Байдена для Путина не будет, и быть не может. Ну, вывалят американцы кучу компромата о нем, о его семье, друзей, окружения. Во-первых, это в России никто не прочтет, кроме узкого круга людей в интернете. Во-вторых, об этом обязательно расскажет российское телевиденье и расскажет так, что любые фактические разоблачения исчезнут, а останется только одно – что "в бессильной злобе американские шавки бросаются на нашего медведя". В-третьих, это вообще не волнует россиян. Им плевать на все эти разоблачения. Горячий российский патриот, сторонник Путина, совершенно искренне вам расскажет, что Путин – самый богатый человек в мире, что у него 100 млрд долларов. И это никак не мешает тому же самому человеку поддерживать Путина, ненавидеть Америку. Так что такого понятия, как компромат, в России нет. Вот, в Америке осуждают Трампа, за то, что он сказал, что хватал женщин за всякие места. Кто в России поймет, о чем разговор? "Ну – мужик, ну – хватал. А чего он сделал-то"? Компромат против Путина в России – это просто анекдот.
Поэтому у Путина мало причин волноваться по поводу симпатий/антипатий 150 млн россиян. Единственное, что любит Путин – привлекать к себе широкое внимание в мире. А поскольку привлечь к себе внимание Россия может только одним – бесконечными скандалами с американцами – то она этим и занимается. Путин уже подсел на эту иглу – ему необходимо быть в центре мирового внимания.
Но физический, именно военный аспект войны между Россией и США, я думаю, – нереален. Русские не будут сбивать американские самолеты, а американцы не будут летать таким образом, чтобы русские могли это сделать. И наоборот. Шутки-шутками, но балансировать на грани термоядерной войны из-за какого-то, извините Алеппо – до такой степени безумия они еще не дошли. Войны не будет, но вот обострение идет. Просто в этой холодной войне, как в любом деле, бывают подъемы и спады. Сейчас – подъем, потом будет спад. И так все время.