В Украине объединились три крупные партии националистов: лидеры партий "Свобода", "Национальный корпус" (экс-"Азов") и "Правый сектор" подписали соответствующий манифест. В документе обозначены некоторые политические цели, которые перед собой ставит новая политическая сила среди них создание Балто-Черноморского Союза, возвращение Украине ядерного статуса, разрыв дипломатических отношений с Россией и разрешение гражданам владеть огнестрельным оружием. Особенно вызывает это событие интерес в контексте последних прогнозов о возможных перевыборах в Раду, которые якобы не за горами. Будут ли иметь националисты шанс пройти в состав следующей Рады, и какой у них сегодня уровень поддержки в украинском обществе, об этом "Апострофу" рассказывает социолог, директор Фонда "Демократические инициативы имени Илька Кучерива" Ирина Бекешкина.
Такое объединение с точки зрения электоральных перспектив — правильное. Вспомним последние парламентские выборы, когда не прошел ни "Правый сектор", ни "Свобода", потому что эти голоса разделились. Если бы они шли тогда вместе, то могли бы попасть в Верховную Раду. Кроме того, они же близки по своим идейным взглядам. Поэтому нынешнее объединение, с такой точки зрения, правильно. Было бы хорошо, чтобы политические силы, которые близки по своим политическим взглядам, объединялись.
Запрос на националистические партии сейчас в украинском обществе есть. По крайней мере, этого будет достаточно для того, чтобы им преодолеть 5-процентный барьер. Другое дело, насколько этим партиям удастся мобилизовать своих избирателей, потому что это все-таки незначительный сегмент общества. Этот проект рассчитан на людей, которые разделяют их политические взгляды, на людей, которые даже не националисты, а с достаточно радикальными взглядами. Но трудно сейчас сказать, сколько могут получить эти партии от такого сегмента избирателей. Если вспомнить 2012 год, то за "Свободу" голосовали не только националисты. 5% — это были действительно люди, которые имели такие же взгляды, как у "Свободы", а все остальные — это люди, которые хотели радикальных действий. Причем, кстати, среди русскоязычных за них тогда голосовали 3%. Здесь почему трудно прогнозировать, потому что у нас голосуют не совсем четко и не только по идейным позициям. У нас ориентируются на определенных лидеров, потом на то, насколько интенсивно ведется медиакампания. Поэтому о потенциале нынешнего объединения говорить рано. Вполне возможно, что националистический сегмент составляет 7%. Но и не факт, что этот электорат обязательно за них проголосует. Ведь могут проголосовать и за Ляшко, который тоже радикальный, а могут — за "Батькивщину".
По мере того, как будут складываться дальше перспективы этого объединения, кто знает, возможно, на "Свободу", в последнее время отошла на задний план, еще могут и компромат найти. Но у нас компромат не слишком влияет на предпочтения электората.
Сейчас действительно, когда мы спрашиваем у населения о необходимости выборов в Раду, то преобладает позиция "за" их проведение. Но, когда мы спрашиваем, будет следующий состав выбранной Рады лучше, то абсолютное большинство этих людей считает, что он останется таким же. Кроме того, значительная часть населения Украины не видит, за кого голосовать. Определились сейчас со своим выбором не более половины населения, остальные или не собираются идти на выборы, или не видят, за кого голосовать.
Тема перевыборов муссируется политическими силами, которым это выгодно. Прежде всего, это — "Опоблок" и "Батькивщина", которые при следующем составе получат больше, чем они имеют сейчас. Тема поднимается теми, кому вообще выгоден такой раздор в обществе. Потому что выборы — всегда раздор.