RU  UA  EN

пятница, 29 ноября
  • НБУ:USD 41.25
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.25
Общество

Массовое минирование в Украине: как закончить "телефонную войну"

Эксперты усматривают "российский след"

Эксперты усматривают "российский след" Фото: УНИАН

В Украине продолжается серия массовых "минирований". Так, в пятницу, 21 января, поступило сообщение о "минировании" всех школ города Киева. Правоохранители массово эвакуируют детей из учебных заведений для проведения проверок. Это уже не первый случай для столицы - буквально несколько дней назад, 18 января, неизвестные сообщили о "минировании" 46 школ, а днем ранее правоохранители проверяли 16 столичных школ. По мнению экспертов, к "телефонной войне" могут быть причастны и российские спецслужбы, желающие раскачать ситуацию в нашей стране.

Читайте также: "Алло, в вашем здании бомба": как остановить волну "минирования" Украины

Тотальное "минирование"

Массовое "минирование" школ в разных городах Украины началось еще с середины января. Первыми пострадали учебные заведения Черкасс и Днепра, а в Черкасском горсовете пожаловались, что начиная с 12 января регулярно получают сообщения о "минировании" заведений общего среднего образования города. В связи с этим Департамент образования и гуманитарной политики Черкасского горсовета принял решение рекомендовать всем школам города вести учебу в дистанционном формате.

По той же причине с 18 января на дистанционное обучение перешли несколько школ Николаева. Это школы №3, 20, 46 и муниципальный коллегиум им. В.Д. Чайки.

20 января неизвестные сообщили о "минировании" всех школ в Харькове, Виннице и Ровно.

В Киеве, помимо массового минирования учебных заведений, ранее также поступали сообщения о "минировании" несколько ТРЦ, станций метро, судов и даже Офиса президента.

21 января, также стало известно о "минировании" ряда школ во Львове, а также сообщения с угрозами получили в Броварах. Там заминированы школы и ТРЦ, а злоумышленник вымогает перевести ему 2 млн гривен, чтобы не допустить жертв.

Что говорят в правоохранительных органах

Ранее глава Национальной полиции Украины Игорь Клименко сообщил, что только в период новогодних праздников полиция получила 132 сообщения о "минировании". Задержаны 9 злоумышленников в 9 областях, в том числе в Киеве, Днепре, Одессе. Нарушители имели разные мотивы. Некоторые находились в состоянии алкогольного опьянения.

Он добавил, что часть сообщений об угрозе безопасности граждан поступает со временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей.

Кроме того, за волной сообщений о "минировании" объектов в регионах Украины может стоять Россия, считают в СБУ. Спикер ведомства Артем Дехтяренко заявлял, что массовые псеводминирования нацелены на создание напряжения и панических настроений среди украинцев.

"Обращаем внимание: сообщения о псеводминировании – распространенный инструмент в условиях гибридной агрессии, которую Российская Федерация ведет против Украины. При таких условиях крайне важно, чтобы украинское общество четко это понимало", – сказал Дехтяренко.

Он призвал граждан сохранять спокойствие, а СМИ тщательно проверять информацию о "минировании", чтобы "не способствовать реализации вражеских специальных информационных операций".

А вот издания "Сегодня" и "Украинская правда", ссылаясь на свои источники в правоохранительных органах, пишут, что большинство псевдоминирований – от школьников и студентов, которые "заказывают" их в закрытых Telegram-каналах, курируемых ФСБ. Российские спецслужбы делают это осознанно, чтобы сеять панику и дестабилизировать ситуацию.

В целом же СБУ сообщает, что по состоянию на 19 января с начала года силовики зафиксировали 184 ложных сообщения о приготовлении террористического акта. За весь 2021 год таких сообщений было более 1100, установлено было более 300 "минеров". К счастью, в 2021-2022 годах ни одно из сообщений о минировании не подтвердилось.

Фото: Апостроф / Александр Гончаров

Что же происходит

Как пояснил в комментарии "Апострофу" заместитель директора Украинского института исследования экстремизма Богдан Петренко, в действительности за массовым "минированием" могут стоять все три фактора, которые назывались представителями правоохранительных органов. Это и минирование для развлечения, это и работа по дестабилизации ситуации со стороны РФ, это и нежелание школьников возвращаться в школу после зимних каникул.

В частности, эксперт говорит и о так называемом подражании, когда после огласки какого-то правонарушения, кто-то делает то же самое.

"Когда происходит любое подобное преступление, имеющее распространение в СМИ, у него есть свои последователи. Мы это можем заметить не только по минированию, но и, например, по суицидам. Если в Киеве минируют метро, то можно скоро ожидать минирования метро в Харькове или Днепре. Если же минируют школу, то пойдет волна по школам в других городах", – объясняет Петренко.

Относительно тех случаев, которые сейчас происходят с "минированием" в Украине, по мнению эксперта, здесь сошлись две составляющие.

"С одной стороны, это российская стратегия по формированию фейковости украинского государства. Понятно, что эти подливания никого не пугают, но они раздражают и формируют негатив по отношению к правоохранителям. Потому что во время проверок правоохранители не допускают людей к тому же вокзалу или станции метро, или других объектов. С другой стороны – начало учебного семестра. То есть это могло быть подхвачено школьниками и студентами", – считает он.

С ним согласен и руководитель Службы внешней разведки Украины 2005-2010 гг. Николай Маломуж. По его словам, говорить, что это работа исключительно российских спецслужб, было бы не совсем точно, но и они подключаются, чтобы посеять панику среди украинцев.

"Они отслеживают информацию о том, что может быть дестабилизирующим фактором. К примеру, политические противостояния, которые у нас сейчас появились, социально-экономические, тот же рост цен, и минирование также направлено на определенную дестабилизацию. И это все учитывается для системной модели нестабильности, то есть устрашения, наряду с сообщениями о возможном вторжении, проблемами материальными, социальными и политическими. У нас сейчас никто не изучает настроения в обществе, какие факторы влияют, и что может привести к дестабилизации и взрыву", - говорит экс-глава СБУ.

И самое главное, что позже российские спецслужбы могут взять курс на объекты критической инфраструктуры, как транспортная или энергетическая, говорит Маломуж.

Фото: Getty images

Как остановить массовое псевдоминирование

Во-первых, находить и задерживать преступников, если уведомление поступало с территории Украины.

"Нам нужны постоянные сообщения о том, что псевдоминирующих задерживают и выносят приговоры для того, что люди понимали, что есть неотвратимость наказания. Потому что можно и дальше поднимать уровень ответственности в УКУ, но это не будет иметь значения, если никого ловить не будут. К счастью, у нас их ловят, и количество задержанных растет", – это поможет действовать на предупреждение и уменьшить случаи псевдоминирований, считает Богдан Петренко.

Но если же первая волна произошла, тем более что она может идти со стороны Российской Федерации, где не очень беспокоятся об ответственности перед украинскими законами, эксперт советует работать на то, чтобы не пошла волна последователей. А для этого должна проводиться разъяснительная работа с населением, детьми и их родителями.

Но если отследить и задержать тех, кто отсылает сообщения о "минировании" с территории Украины, еще вполне возможно, то что же делать с сообщениями, поступающими с территории РФ?

По мнению Николая Маломужа, наши спецслужбы обязательно должны отследить откуда поступил сигнал, кто его инициировал и через какие страны или регионы они прошли.

"Если мы обнаруживаем, что сигнал поступил из-за границы, мы должны разоблачать факты конкретного кибертерроризма, квалифицировать это как преступление, поднимать вопросы о международных войнах, распространять это в СМИ. И официальные заявления наших представителей должны звучать в плане демарша против тех стран, откуда шел сигнал о минировании. Также мы должны предупредить эти страны, что с их территории совершались неправомерные действия против украинцев", - говорит он.

Конечно, это может и не поможет привлечь преступников к ответственности, однако, если будут представлены конкретные факты того, что сообщения о "минировании" поступали из какой-то конкретной страны, благодаря объединению с нашими международными партнерами можно будет добиться прекращения этих действий.

"Очень легко нашим правоохранителям сказать, что это там кто-то виноват, а мы здесь ничего не можем сделать. Но мы должны выявлять и раскрывать все механизмы – кто и что сделал. И задавать вопросы на политическом и дипломатическом уровне о прекращении таких действий, а не только наблюдать", – добавил Маломуж.

Читайте также

Новини партнерів