Экс-министр обороны Великобритании Бен Уоллес призвал немцев передать свои ракеты Taurus Украине. Ведь Британия уже передала свои Storm Shadow, Франция – SCALP-EG, а Германия медлит с передачей крылатых ракет. Путин же на Валдайском форуме заявил об успешном испытании крылатой ракеты с ядерным двигателем "буревестник". Какие настоящие причины промедления с Taurus, для чего РФ "буревестник" и что собираются обсуждать на очередном "Раммштайне" - в эфире Апостроф TV рассказал эксперт по вопросам вооружения, главный редактор Defence Express Олег Катков.
Taurus
Вопрос о Taurus – это не проблема эскалации или какие-то опасения. Причины банальны и касаются многих вещей во внутреннем германском политикуме. Общее количество единиц этих ракет – около 600. Из них в боеспособном летном состоянии, согласно заявлению одного из членов оборонного комитета немецкого парламента – всего 150 единиц. Это те, что могут выполнять боевые задания в бундесвере. 150 единиц – уже не много.
Читайте: Можно бить по России? В Бундестаге сделали неожиданное заявление о ракетах Taurus для Украины
Для понимания, на весь бундесвер количество крылатых ракет примерно на два массовых запуска, если сравнить с атаками рашистов в период осенне-зимней кампании – то есть на два дня. Все. Но, опять же, 150 – это показатель на бумаге. А то, что в бундесвере пишут на бумаге, часто не совпадает с тем, что есть на самом деле. И стресс-учения БМП "Пума" показали, что они все сломались за неделю. Они не смогли сформировать один готовый танковый батальон для оперативных сил НАТО и собирали его из разных подразделений.
Поэтому здесь большое количество вопросов – и они достаточно систематичны. И все это предмет текущей критики немецкой правящей партии, коалиции в частности. И пусть даже 150 ракет у них есть в боеспособном состоянии – сколько они могут передать из этого количества? Пусть 10 процентов – то есть 15 единиц. И с немецкой щепетильностью они публикуют - почти каждую неделю обновляют перечень на сайте правительства, где указано, сколько всего они передали. И считают до единицы даже 155 мм снаряды. Не просто передали три тысячи. Нет, они пишут до единицы. И появляется там отметка "передали 15 Taurus". И у оппозиции будет вопрос: а почему 15, если было 600? Почему хотя бы не 100.
Шольц физически не может сказать, что мы не будем давать, потому что у нас их нет. Ведь спросят, куда делись ракеты. Они же заказывались и тратились на бундесвер - и это все государственные средства. И это все на фоне политической ситуации в Германии. И на вопрос "почему нет ракет" никто не хочет отвечать. Более того, потому некоторые политики и говорят "давайте, передавайте". Было заявление главы оборонного комитета. Но эта партия хоть и входит в коалицию – это самая маленькая партия в коалиции. И во вторых, там есть политические разборки.
Необходимо понимать еще один аспект. Если мы возьмем десять ракет Taurus. К ним нужно будет провести все технические работы, которые делались для Storm Shadow/SCALP-EG. Провести их интеграцию в самолет – это уже задача. Научить личный персонал, который должен их обслуживать. Опять же, подвесить ракету под самолет, чтобы она выполнила боевую задачу – это не взять скотч и примотать к крылу и все "она полетела". Нет, это сложная задача. Далее следует работать с программным обеспечением.
Банальный вопрос: а программное обеспечение, если это ракета, используемая только в Германии, есть английская версия, чтобы было проще? Или ж нужно использовать немецкоязычный софт. Это тоже вопрос. И есть перечень работ, который нужно выполнить в Украине для того, чтобы использовать эти ракеты.
И, конечно, есть вопрос: стоит ли вообще ради десяти ракет это все делать. Потому что, возможно, их больше и не будет.
Да, может быть, они хотят восстановить все 450 ракет и передать их Украине.
Опять же, когда мы говорим о передаче вооружения, мы не только должны говорить о названиях и технических характеристиках. Должны говорить всегда о ресурсе: сколько этих средств может передать - и это самое главное. Потому что одна ракета не сделает погоду вообще. Да, это будет один крайне эффективный удар, но один. Всегда должна идти речь о комплексных систематических поставках в течение длительного времени для того, чтобы все удары и Storm Shadow/SCALP-EG, пусть ATACMS, Taurus и другими дальнобойными средствами поражения были систематическими.
Гордо падает "буревестник"
"Буревестник" – это чтобы попугать. Надо понимать, что ядерное оружие для россии – это залог ее существования. Если бы не ядерное оружие, ситуация вообще была бы другой. И именно поэтому в Кремле постоянно говорят о ядерном оружии, чтобы стереть там кого-нибудь и в радиоактивный пепел превратить. Это ведь на государственном уровне. Даже когда Медведев что-то там пишет, надо помнить, что он член Совбеза – официальное лицо. Это не должность клоуна или шута, а официальная должность человека, принимающего стратегические решения в рф. Это ведь не просто так. Это не Жириновский какой-то там или еще кто-то другой, какой-то блогер, нет. Это человек, принимающий соответствующие решения на уровне государства. И он пишет, что будем лупить ядерным оружием.
Да, "буревестник" - это вундерваффе, которое путин объявил в 2018 году вместе с "посейдоном", "кинжалом" и "сарматом". Все, что известно о "буревестнике" - было около десяти испытаний и все они были неудачными. Единственное частично успешное испытание, когда ракета пролетела около 40 км – и упала. А она должна иметь неограниченную дальность.
"Буревестник", скорее всего, упирается в идеи еще 50-х годов. Почему-то путину нравятся такие идеи со времен начала холодной войны. Вот ракета "посейдон", которая должна смывать радиоактивным цунами целые континенты – это идеи времен чуть ли не Сталина. То есть создать мегаторпеду с мощной ядерной боевой частью. И самое интересное, что тогда этот проект, его концепцию изложил Сахаров – известный академик. И тогда он с этой концепцией пришел к знакомому адмиралу, а тот сказал, что, мол, советский военный моряк не воюет с гражданским населением, это бесчеловечное оружие. И проект развития не получил.
Но эти все названия принимались на всероссийском голосовании. Это показывает рашизм и деградацию морали и всего прочего.
"Раммштайн-16"
Сейчас происходит определенный перелом – на Западе оценивают поддержку Украины: что они могут сделать. Потому что есть определенные складские запасы, которые активно опустошаются и нужно их заполнять. И это неизменный процесс. Опять же, все поставки должны быть системными, комплексными и рассчитанными на долгий период. Из-за того, что сейчас Украина очень заинтересована, ей это уже удается - и это уникальная ситуация, когда иностранные оборонные компании готовы к сотрудничеству в условиях войны по производству вооружения. Это отлично и это то, что нужно, и то, что будет развиваться.
"Раммштайн" частично будет затрагивать и этот процесс, то есть локализацию вооружения в Украине, другие пути такого усиления, чтобы, пока на первом этапе, ремонтировать западное вооружение. Для того чтобы освободить производственные мощности в Европе и США.
Условно, если танк Leopard 2A4 ремонтируется в Польше, его нужно ремонтировать в Украине, чтобы хотя бы ускорить логистику. В то же время этот же завод, который ремонтирует Leopard 2A4, может производить и другую технику, которая нужна Украине. Думаю, именно таким образом это все будет обеспечено.
Читайте: Оружие победы: как ATACMS, Taurus и танки Abrams повлияют на наше контрнаступление