RU  UA  EN

среда, 22 января
  • НБУ:USD 41.80
  • НБУ:EUR 43.35
НБУ:USD  41.80
Мир

На границе сейчас анархия и преступные действия, но виноваты не только забастовщики - бывший член правительства Польши

Как Украине и Польше разрешить ситуацию на границе

Как Украине и Польше разрешить ситуацию на границе Пьотр Кульпа Фото: kspa.com.ua

Польские перевозчики продолжают блокировать движение грузовиков по четырем пунктам пропуска на украинско-польской границе. Накануне так называемые бастующие заявили, что с 27 ноября будет круглосуточно блокироваться пункт пропуска "Медика - Шегини", а блокада на этом КПП продлится до 3 января. Более того, организаторы акции уже говорят о блокировании всех пунктов пропуска между Украиной и Польшей. Почему польская власть бездействует, какие истинные причины протеста, пошатнет ли эта ситуация украино-польскую дружбу и когда Украина станет частью ЕС - в эфире Апостроф TV рассказал директор программы "Школа Министров в Киевской школе государственного управления им. Сергея Нижного, бывший член правительства Польши (министр труда и замминистра экономики) ПЬОТР КУЛЬПА.

- Как ситуация развивается и как она будет развиваться, поскольку определенные точки эскалации напряжения существуют. То есть условия все больше усложняются, блокировка становится круглосуточной, увеличивается количество заблокированных КПП. Почему не удается разрядить обстановку?

- Во-первых надо сказать, что этот протест, который они называют страйком, это на самом деле анархия. То что такое возможно - это такой момент, который хочет правительство, которое на самом деле не заинтересовано решать эти проблемы.

Читайте: Пропускают в 10 раз меньше авто, чем в блокаду: что происходит на границе с Польшей

И это основная причина. Потому что с одной стороны эти протестующие чувствуют слабость власти, с другой стороны они чувствуют отсутствие встречных шагов с украинской стороны. И поэтому они решили сделать этот протест еще более жестким.

Я не представляю себе, чтобы этот вопрос не был решен. Просто нужно думать, кто и каким образом должен этот вопрос решить и какие шаги должны быть предприняты, чтобы напряжение спало. И затрагиваемые протестующими позиции никак не оправдывают их действия, потому что мы видим настоящую анархию и действия на грани преступности. В то же время люди, которые там стоят, верят, что они воюют за свое выживание и выживание своего дела.

- По вашему пониманию, какая реальная причина этой блокировки - в экономических обстоятельствах либо в политическом контексте? Ведь один из ее организаторов - Рафал Меклер - является членом и региональным лидером партии "Конфедерация свободы и независимости".

- В свое время я работал директором Департамента социального диалога, который занимался решением социальных конфликтов в Польше. Поэтому часто имея дело с разными протестами, хочу сказать следующее - эта маленькая партия использовала этот протест польских перевозчиков, она к нему прицепилась. Экономика здесь второстепенна. Ведь в Украине порты закрыты, поэтому рынок увеличился в несколько раз. Если раньше было 320 тысяч разрешений - по 160 тысяч на Польшу и Украину - то сейчас этих перевозок больше миллиона. Короче говоря, все должны быть довольными, потому что работы хватает для всех.

Читайте: "Украинцы, вы должны": польские власти выдвинули требования к Украине из-за блокирования границы

Что на самом деле произошло? Была введена электронная очередь, но каждый четвертый грузовик мог проходить в ручном режиме за дополнительную плату. В итоге вышло так, что многие дальнобойщики стояли по месяцу - среди них много поляков - но никто этого не видел, хотя они кричали. И в этом назревал конфликт. И это единственная причина. Все остальные причины, о которых заявляют польские перевозчики - мол, вернуть украинцам разрешения, допустить поляков к системе "Шлях" и так далее - это все прицепки, чтобы была переговорная позиция у поляков. На самом деле это ответ на беспредел чиновников. Эта ситуация била и по украинским перевозчикам, поскольку большие фирмы, которые имели контакты с украинскими чиновниками, влияющими на этот процесс, имели некое преимущество. Поэтому сегодня украинские, как и польские дальнобойщики на границе являются жертвами системы организованного беспредела. Если взять 900 тысяч перевозок только за 2023 год, и пусть по 100 евро за каждый десятый грузовик, который проходил без очереди - то это уже получаются миллионы евро. Это коррупционная система, которая убивает Украину. В итоге выходит, что убивает вдвойне, потому что она разрушает доверие в польско-украинских отношениях.

- Со стороны украинских властей мы видим некие усилия. В то же время наблюдается молчание со стороны Варшавы. Мы понимаем, что сейчас непростой момент, потому что правительство Моравецкого завершает свою каденцию, идет переговорный процесс по формированию новой коалиции и правительства. Но почему не берутся решать эту ситуацию ни покидающие должности политики, ни претендующие?

- Можно ответить очень просто. На самом деле нет ни одних, ни вторых. Премьер Моравецкий получил мандат на создание правительства, но эта миссия невозможна. И политики, которые были в правительстве, фактически уходят. Соответственно политического интереса, чтобы решить этот вопрос, у них также нет. И они эту проблему оставляют для следующего правительства.

Что касается обращения Верховной рады к польским коллегам с призывом найти пути выхода из сложившейся ситуации на украинско-польской границе, то это очень хороший шаг, потому что в польском Сейме уже новая власть. И здесь следует создать миссию доброй воли, чтобы в переговорах участвовали будущие представители польского правительства. И именно новая власть, которая начнет работу в ближайшие недели, способна приостановить этот протест и в будущем его разрулить.

- По украинским оценкам, прямые потери бизнеса составляют 400-500 миллионов евро. Это достаточно серьезная цифра. Но ведь теряет и польский бизнес от этой истории. Почему это не становится толчком для разрешения ситуации?

- Считаю, что эти цифры взяты с потолка. На самом деле здесь вопрос не в цифрах, а в философии. Система законодательства по профсоюзам, протестам и ответственности за протесты, которую мы наследовали, сильно отличается от того, что мы видим в странах Западной Европы. Там тот, кто организует протесты, берет ответственность, во-первых за содержание протестующих, а во-вторых, за всякий вред, который общество могло бы получить. Здесь такого нет, а те, кто протестует - это священные коровы. Например, шахтеры организуют забастовку на месяц, а потом им еще платят в два раза больше, чем если бы они работали. Все это, к сожалению, так выглядит. И думаю, что какие-то формы компенсации не исключены.

Читайте: Блокируют гуманитарку и лекарства для госпиталей: польский волонтер рассказал о страйке на границе

Мы теряем здесь экономически, но моральные потери в отношениях между поляками и украинцами здесь самые ценные. И именно на разрушении этих отношений больше всего проигрывают Польша и Украина.

- Приближается декабрь, когда мы очень хотели бы получить положительный сигнал от Евросоюза о возможности начала переговорного процесса о членстве в ЕС. Но в нынешних европейских правилах и момент решения и дальнейший переговорный процесс являются предметом консенсуса. То есть все члены должны быть согласны. Разные страны могут выдвигать свои предложения, претензии, пожелания к Украине. И сейчас мы видим особую позицию Венгрии, которая обещает все заблокировать. А теперь вот проблема с Польшей, причем вторая за полгода - сперва были инциденты с зерном, а теперь страйк перевозчиков. Насколько сильно эти два инцидента бросают тень на эффективность сотрудничества?

- Польша заинтересована в интеграции Украины в западную систему безопасности и экономического сотрудничества. Польша в этом выигрывает больше всех. Точно так же, как когда то Германия была заинтересована в Польше как члене ЕС, теперь Польша заинтересована в Украине. Здесь прямой экономический интерес Польши на 100 процентов.

Вопрос входа Украины, если смотреть реально - это минимум семь лет. К этому времени не будет Орбана и других, которые сегодня об этом говорят.

Ключевой вопрос здесь будет состоять в гарантиях безопасности - и форме этих гарантий для Украины. Европейский Союз без НАТО и реальных гарантий безопасности являлся бы трагедией для Украины, потому что не будет развития экономики, вложений в воссоздание страны, если не будет гарантий. Этот фактор будет влиять на поведение тех или других стран.

Вход Украины в ЕС, в чем я не сомневаюсь, является поводом для того, чтобы осуществить институциональные реформы в рамках Евросоюза. И работы над реформами уже начались. Они направлены на то, чтобы превратить ЕС в систему единого государства, с очень сильным ограничением федеративного характера тех механизмов, которые раньше были главными, а сейчас ослабляются. И если это будет сделано, то тот Европейский Союз, в который войдет Украина, будет совершенно другим явлением в сравнении с тем, что мы имеем сегодня.

Но прежде всего нужно выиграть войну. А сегодняшняя блокада является следствием коррупционных элементов, организаторы которых пытаются под светлыми высокими лозунгами и героизмом украинского народа навязать свои условия игры другим. А люди не готовы играть по таким нормам и идти на унижения.

Смотрите: Карма существует? Сотни фур из Польши застряли на границе с Германией

Читайте также

Новое правительство в Великобритании будет позиционировать себя "надежной рукой" - британский профессор Саймон Мабон

Изменения в правительстве Великобритании не должны кардинально отразиться на ситуации с Украиной

Европа хочет заплатить украинцам за границей: а как же те, кто живет под бомбами

Принцип справедливости будет нарушен, если беженцам заплатят за возвращение в Украину, а те, кто никуда не выезжал, ничего не получат

Новини партнерів