RU  UA  EN

понедельник, 25 ноября
  • НБУ:USD 41.10
  • НБУ:EUR 43.00
НБУ:USD  41.10
Мир
Мнение

Новые печали Вашингтона: что США планируют делать на горящем Ближнем Востоке

Для Белого дома обострение противостояния в арабском мире в перспективе несут серьезную опасность

Для Белого дома обострение противостояния в арабском мире в перспективе несут серьезную опасность Фото:

На выходных США нанесли удары по нескольким десяткам объектов на территории Ирака и Сирии. Это стало ответом на гибель троих и ранение еще более 40 американских военнослужащих в результате атаки на небольшой американский аванпост "Башня 22" в Иордании у границы с Сирией. Это еще один шаг к ползучей эскалации на Ближнем Востоке, грозящей выйти из-под контроля и перерасти в полноценную войну между США и Ираном. Поэтому американская дипломатия пытается успокоить или по крайней мере заморозить конфликты. В какой степени это получается и как отвлекает от других дел, читайте в авторском материале журналиста "Апострофа" Романа Кота.

Необходимость ответить

Нынешние события на Ближнем Востоке – яркий пример того, когда ситуация выходит из-под контроля. По данным AP, американские военные пропустили удар по стечению обстоятельств: приняли вражеский беспилотник за американский и позволили ему беспрепятственно подлететь к базе. По сути, прилетел "черный лебедь".

Среди прочего это вовлекло еще одну страну в войну. Одно дело, когда проиранские вооруженные формирования наносили удары по силам США в Ираке, где шииты называют американских военных оккупантами. Совсем другое – удар по военным США в Иордании. Следует напомнить, что страна является основным союзником Штатов на Ближнем Востоке среди арабских стран. Итак, речь идет об откровенном акте агрессии. Однако король Иордании Абдалла II ограничился лишь осуждением атак на свою территорию.

В то же время администрация Байдена не могла спустить ситуацию на тормозах, ведь впервые за долгое время погибли американские военные. Дополнительный фактор, который влияет на позицию Белого дома – президентские праймериз. И до удара, и после республиканцы критиковали Байдена из-за "слишком медленного" или "недостаточно мощного" ответа на атаки. В условиях предвыборной кампании другого нельзя было и ждать. Но, по крайней мере, для своего электората демократы показали решительность.

Читайте: Доброе утро, Йемен: чего добились Штаты с союзниками

В то же время, был поднят вопрос – как не "перегнуть палку и не допустить полноценную войну с Ираном. Поэтому в Вашингтоне решили наносить массированные удары, но с предупреждением. Удары анонсировали с несколько дней, даже называли ориентировочные даты - "на выходных". Иран, похоже, услышал предупреждение. 1 февраля Reuters со ссылкой на неназванные источники сообщило, что находившиеся в Сирии высокопоставленные офицеры Корпуса стражей исламской революции Ирана покинули страну с десятками офицеров среднего звена, но активность проиранских группировок почти не изменилась. Более того, появились новые угрозы. В Красном море в дополнение к атакам гражданских судов йеменские хуситы намекают на возможность повредить еще и интернет-кабели. С учетом того факта, что там по оптоволоконным кабелям проходит 17% мирового интернет-трафика, это выглядит крайне опасным.

Войска домой?

Нынешнее обострение подсветило еще одну проблему – присутствие войск США в Ираке и Сирии в целом. Сразу после атак США Министерство иностранных дел Ирака вручило ноту протеста послу США. Вдобавок премьер-министр этой страны Мухаммед Шиа ас-Судани заявил о необходимости вывести войска США из страны.

Напомним, США держат в Сирии на небольших базах около 900 военных, преимущественно на северо-востоке страны и без разрешения правительства Башара Асада. В Ираке находится 2500 военнослужащих. Они остались на этих территориях со времен борьбы против "Исламского государства" (ИГ) – печально известной террористической организации, которая в 2014-2019 годах контролировала значительную часть Ирака и Сирии.

Слова премьер-министра Ирака следует воспринимать с осторожностью – правительства этой страны давно балансируют между Соединенными Штатами и Ираном. В Багдаде с одной стороны воспринимают присутствие США как постоянную головную боль, с другой – как средство сдержать влияние Тегерана.

Министр обороны США Ллойд Остин пока опровергает планы вывести войска из Ирака и Сирии. Вместе с тем, по его словам, идет обсуждение с властями Ирака о дальнейшем присутствии американских войск. Аргументы за: вывод войск позволит уменьшить угрозу американским военным, что особенно чувствительно на фоне выборов. Аргументы против: вывод войск позволит террористам ИГ возобновить свое влияние. В конце концов, так было в Ираке.

К тому же, в Белом доме помнят поспешный побег американских войск из Афганистана в первые месяцы президентской каденции Байдена. Тогда кадры, когда тысячи людей в аэропорту Кабула пытались во что бы то ни стало оказаться в самолетах, цепляясь за шасси, серьезно подорвали имидж США. На этот раз существуют опасения, что после вывода войск США ИГ возобновит свои позиции.

Принуждение к перемирию

Параллельно американская дипломатия пытается урегулировать ситуацию вокруг сектора Газа. Потенциально это может снизить напряжение с Ираном.

Цель США – для начала заключить соглашение об обмене заложниками, а дальше его расширить до полноценного прекращения боевых действий. Для этого на Ближний Восток прибыл Госсекретарь США Энтони Блинкен. Уже пятый раз за последние 4 месяца. География турне обширна: Израиль, Египет, Катар, Саудовская Аравия и Западный берег реки Иордан. Параллельно в Париже состоялись переговоры между египетской, катарской и израильской разведками при посредничестве директора ЦРУ Уильяма Бернса.

США используют широкий набор плетей и пряников ко всем сторонам конфликта. Так, в конце января NBC News сообщало, что Вашингтон рассматривает возможность замедления или приостановки поставок некоторых видов оружия в Израиль. Также США ввели санкции против четырех экстремистски настроенных еврейских поселенцев, которые совершали насилие в отношении палестинцев на Западном берегу Иордана.

В самом Израиле ситуация тоже сложная. Армия обороны Израиля планомерно уничтожает инфраструктуру террористов, боевики ХАМАС продолжают вести городские бои с помощью подземных тоннелей. А сотни тысяч мирных жителей анклава страдают от гуманитарной катастрофы. В то же время у власти нет единодушия. Премьер-министр Нетаньяху оказался между двумя огнями: праворадикальные министры выступают категорически против любых долгосрочных прекращений огня. В то же время оппозиционные члены его военного кабинета хотят освобождения заложников даже ценой перемирия. Еще один тормозящий переговоры фактор – статус Газы после зачистки боевиков ХАМАС. Израиль до сих пор не дал четкого ответа по этому поводу, поэтому опций несколько: от прямой оккупации до миротворческой миссии.

Урегулировать кризис Белый дом пытается как можно быстрее, чтобы сосредоточиться на других угрозах. В конце концов ни Китай, ни Россия с ее агрессией против Украины никуда не делись.

Читайте: Байден пойдет на радикальный шаг, если Конгресс не проголосует за помощь Украине: заявление Белого дома

Читайте также

Дешевая нефть – слабая Россия: что может заставить страну-агрессора прекратить войну

При цене барреля нефти 50 долларов и ниже в течение хотя бы полугода России будет крайне сложно продолжать войну против Украины

Рядом с Путиным: чем завершится суд над руководством Израиля

На Западе появилось большое лобби, выступающее против Израиля

Ресурсы России иссякают: как Путин пытается получить от Китая гарантии

И Украина, и Россия сейчас испытывают нехватку ресурсов, и поэтому активно ищут помощь у других стран