Начало 2024 года выдалось очень удачным для российского бюджета, и его показатели особенно выигрышно смотрятся на фоне двух предыдущих лет, когда, как казалось, западные санкции серьезно бьют по стране-агрессору. Показательно, что в первом квартале этого года существенно выросли нефтегазовые доходы РФ, а это значит, что санкции теряют свою эффективность. "Апостроф" выяснял, почему РФ продолжает получать прибыль от торговли нефтью, и что нужно сделать, чтобы ограничить ее доходы.
Бюджетное улучшение
В 2024 году Россия существенно улучшила свои финансовые показатели по сравнению с предшествующим периодом. Согласно предварительным оценкам российского Минфина, поступления в федеральный бюджет за первый квартал текущего года составили 8,7 триллиона рублей (93 миллиарда долларов по текущему валютному курсу), что на 53,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года.
Читайте: Санкции? Нет, не слышали! Цена на российскую нефть превысила ценовой потолок ЕС
С начала 2024 года значительно выросли доходы бюджета РФ. Ненефтегазовые доходы составили 5,8 триллиона рублей (62 миллиарда долларов), что на 43,2% больше, чем год назад, а нефтегазовые доходы – 2,9 триллиона рублей (31 миллиард долларов) - рост на 79,1%!
При этом бюджетный дефицит в первом квартале 2024 года сократился до 607 миллиардов рублей (6,5 миллиарда долларов) с более, чем 2 триллионов рублей (21 миллиард долларов) годом ранее. Такое сокращение дефицита произошло за счет того, что в марте этого года был колоссальный профицит, который составил 867 миллиардов рублей (9,3 миллиарда долларов) и стал рекордным за последние два года. При этом в январе-феврале бюджет был выполнен с дефицитом 1,47 триллиона рублей (16 миллиардов долларов).
Также именно на март приходится основной прирост бюджетных доходов (причем он был особенно заметен в последние дни марта). В частности, нефтегазовые доходы по сравнению с февралем увеличились почти на 40%.
Столь неожиданно впечатляющие показатели заставляют в них несколько усомниться, особенно учитывая склонность российских властей к различного рода манипуляциям. И, несмотря на то, что говорить об откровенном искажении фактов не приходится, обнародованные данные все же не являются абсолютно объективными.
"Во-первых, опубликованные данные за первый квартал, как правило, являются не очень хорошей базой для сравнения из-за специфики выполнения российского бюджета на рубеже календарного года. Во-вторых, опубликованные данные включают в себя увеличение налоговых платежей, которое произошло в 2023 году, включая налог на сверхприбыли и ресурсные платежи. В-третьих, учитывая, как активно Минфин РФ в первом квартале 2024 года привлекал ресурсы через ОФЗ (облигации федерального займа, аналог украинских ОВГЗ, - "Апостроф"), бюджет имел значительные проблемы с ликвидностью, а опубликованные цифры - это не кассовое исполнение бюджета, а то, что начислено фискальной властью, - сказал в комментарии изданию экономист, бывший член Совета Национального банка Украины Виталий Шапран. - Поэтому все эти "итоги" еще предстоит уточнять".
Тем не менее, приходится с сожалением констатировать, что пока у России деньги есть. А это значит, что страна-агрессор имеет материальный ресурс для продолжения войны против Украины.
Пробитый "потолок"
Как известно, вскоре после российского вторжения в Украину 24 февраля 2022 года страны Запада ввели против России санкции, в том числе, установили ценовой "потолок" на ее нефть в размере 60 долларов за баррель, что имело целью существенно сократить доходы РФ от нефтяного экспорта.
Однако несмотря на санкции, доходы страны-агрессора от продажи нефти растут. И даже если сделать поправку на то, что показатель первого полугодия 2024 года в определенной мере манипулятивен, они, как минимум, не падают. В чем же дело? Что пошло не так?
Аналитик компании "Центр биржевых технологий" (ЦБТ) Максим Орыщак напоминает, что РФ - один из крупнейших экспортеров нефти в мире. А потому убрать российские поставки с рынка без последствий невозможно.
"Нефтяной рынок слишком тонко настроен, и даже небольшой рост дефицита подбрасывает цены на нефть вверх. Это компенсирует любое санкционное сокращение объема нефтяного экспорта РФ, - сказал эксперт в комментарии "Апострофу". - Более того, высокие цены делают выгодным содержание собственного "теневого флота". Рентабельными становятся сложные схемы поставок через другие страны и так далее. Бороться с этим, особенно когда РФ подыгрывают Китай, Индия, страны Ближнего Востока и другие - невозможно. А заставить их этого не делать тоже нельзя. Это слишком выгодно для них".
Эксперт также отметил, что в 2023 году российский рубль девальвировал на 26%, что, на самом деле, было выгодно для бюджета: "При той же стоимости нефти РФ получает в первом квартале 2024 года рост доходов бюджета (в рублях, - "Апостроф") на 53,5% к аналогичному периоду 2023 года. И при росте госрасходов в первом квартале лишь на 20,1%, дефицит российского бюджета сокращается".
По словам Виталия Шапрана, Россия продолжает зарабатывать, прежде всего, на нефти, из-за того, что цена на российскую марку URALS ушла далеко за 60 долларов за баррель. Это стало возможным благодаря использованию того самого "теневого флота".
"Обход санкций привел к расширению географии торговли нефтью и уменьшению дисконта между Brent и URALS, - рассказывает эксперт. - Второй фактор - это ограничение добычи нефти странами OPEC, которые рассчитывали на кризис в Китае, которого не произошло. При этом украинские атаки на российские НПЗ на рост цен на нефть на мировых рынках здесь, мягко говоря, мало влияют".
Не секрет, что цены на российскую нефть и раньше превышали санкционный "потолок" в 60 долларов. Так, например, в октябре 2023 года она торговалась дороже 80 долларов.
В апреле этого года цены на URALS снова взлетели, и сейчас российская нефть продается, например, в Индии по 88 долларов за баррель. Разумеется, значительную часть получаемых от такой продажи доходов "съедают" завышенные затраты на страхование и транспортировку. Однако все равно указанная цена обеспечивает российской "нефтянке" неплохую прибыль.
Впрочем, есть еще один нюанс, на который обратил внимание финансовый аналитик Александр Коляндр. По его словам, нефтяные доходы российского бюджета зависят не столько от цен, по которым РФ продает нефть на мировом рынке, сколько от налоговых поступлений, которые обеспечивают нефтяные компании внутри страны.
"Налоговый режим в России устроен так, что нефтяные налоги не сильно зависят от затрат на продажу, - цитирует Коляндра Фонд Carnegie. - Однако это снижает приток валюты и доходы нефтяных компаний, что в будущем может привести к сокращению добычи".
Еще больше санкций
Но как, все же, лишить Россию доходов от продажи нефти? По мнению Максима Орыщака, на данном этапе это возможно только в случае обвала нефтяных котировок.
"Но для него нужен серьезный спад мировой экономики. И в этом случае доходы упадут у всех стран - вряд ли это изменит баланс сил", - отметил эксперт.
Читайте: Привет друзьям Путина: какие ограничения будет содержать 14-й пакет санкций ЕС
Впрочем, кое-что можно сделать, не дожидаясь глобального кризиса.
"Ответственность за обход санкций, санкции против страховщиков, которые страхуют "теневой" танкерный флот – прежде всего Ингосстрах и РНПК (Российская национальная перестраховочная компания). Снижение ценового потолка до 40-50 долларов и дипломатические усилия в Индии, чтобы эта страна отказалась от покупки нефти выше установленного G-7 ценового "потолка", - делится рецептом Виталий Шапран.
Даже если вследствие усиления санкционного давления страна-агрессор сохранит какую-то часть доходов, они наверняка существенно снизятся. А раз так, то уменьшатся и ее возможности по финансированию войны.
В связи с этим возникает вопрос, почему это не было сделано до сих пор. Или, если соответствующие попытки предпринимались, почему они не стали достаточно решительными?
По большому счету, это риторический вопрос. Ведь о том, что Россия научилась обходить санкции, известно уже довольно давно. Однако США лишь совсем недавно начали предпринимать шаги по усилению ответственности для владельцев "теневых" танкеров. Также хорошо известно, что призывы снизить ценовой "потолок" на российскую нефть звучали еще в 2023 году. Но дальше разговоров дело не продвинулось.
Таким образом, ключевую роль в этом вопросе играет политическая воля. И главное, нужно помнить, что санкции против страны-агрессора на самом деле действуют, пусть и не так заметно, как нам бы хотелось. И это прекрасно знают в самой России, хотя там всеми силами пытаются доказать обратное.
Читайте: Новая война между США и Китаем: кто завладеет нефтью XXI века